...Они приветливы и всегда улыбаются. Красиво причесаны и аккуратно одеты. Поят нас соками и кормят обедом. Укутывают теплым пледом и успокаивают, когда нам страшно. Они всегда на высоте. Кто же это? Бортпроводники! Их профессиональный праздник отмечался на прошлой неделе. О том, чего в этой профессии больше: романтики или тяжелого труда, мы поговорили с ангарчанкой Юлией Мягких, которая два года работала стюардессой в одной из российских компаний, занимающихся чартерными перевозками туристов.
И все-таки как правильно: «стюардесса» или «бортпроводник»?
– Бортпроводник! «Стюард» – заимствованное из английского языка слово, обозначающее обслуживающий персонал вообще. И оно не склоняется! Сказать «стюардесса» – то же самое, что назвать женщину-врача врачихой. Работа бортпроводника – это прежде всего обеспечение безопасности пассажиров, а не приятное обслуживание, так что и здесь это слово не подходит.
Как устроиться на такую работу?
– Раньше я часто летала самолетами – у меня бабушка жила на Украине, а еще есть знакомые в авиации, поэтому решила поработать бортпроводником. Прошла медкомиссию – отклонений в здоровье врачи не обнаружили, так что путь был открыт. Закончила трехмесячные курсы (ускоренное обучение тому, что в авиационном училище проходят за два года) – и вперед, на борт самолета! На самом деле стать бортпроводником не очень сложно – на сайтах авиакомпаний часто размещают объявления о наборе и необходимых требуемых критериях.
Что наиболее сложное в вашей работе?
– Люди во время полета несколько часов находятся в замкнутом пространстве, достаточно «искры», чтобы началась паника. Многие это понимают и ведут себя максимально корректно. А для кого-то стресс от полета выливается в разные формы. Не раз приходилось наблюдать, как пассажиры бледнеют и нервно вжимаются в кресла от любого изменения в шуме двигателя или тряски при турбулентности. На самом деле ничего страшного, самолет – слишком дорогая штука, чтобы рисковать и выпускать его в небо в неисправном состоянии. Да и на выплатах страховок семьям погибших авиакомпания может разориться. Не стоит забывать и о праве пилота отказаться от полета, если он во время предполетной проверки систем сочтет, что на таком самолете лететь нельзя. Знаю людей, которые уже 20 лет летают без единой аварии. В конце концов весь экипаж воздушного судна не камикадзе, у нас тоже есть семьи, и если мы встречаем вас улыбками на борту, значит, все нормально.
Что чаще всего бортпроводникам не нравится в пассажирах?
– Как я уже говорила, то, что нас прежде всего воспринимают как обслуживающий персонал и ведут себя соответственно. Могут нахамить, сказать, что нам лишнего стакана воды жалко. Бывали и просьбы починить неисправность в туалете. Таким часто хочется сказать: «Люди! Мы же в воздухе! Под нами десять тысяч метров!» Мы не жадные, нам просто негде взять лишнюю воду или сок (на человека положено всего 150 миллилитров), ведь все эти нормы утверждены соответствующими документами. И мы не техники, чтобы починить засорившийся от выброшенного не туда куда надо памперса туалет.
Между прочим, очень полезно за тринадцатичасовой перелет самим встать и подойти к бортпроводнику за стаканом воды – это профилактика образования тромбов за время долгого сидения. Жалейте бортпроводников – они за рейс могут «намотать» по самолету десять километров, ни разу не присев.
Не надо высказывать проводнику и претензии по поводу питания. Мы его в самолете не готовим – нам его загружают в аэропорту. Бывает, что и сразу на два рейса – туда и обратно. Так что никакой ответственности мы за него не несем, а просто разогреваем. Кстати, часто бортпроводники за весь перелет не съедят и крошки, чтобы не было тяжести в желудке и не тянуло в сон, особенно в ночных рейсах. А иногда поесть просто некогда. Выживаем на кофе и энергетических напитках.
Отдельный разговор про детей – ни за что не поверю, что мать действительно не может усадить и пристегнуть своего ребенка во время взлета и посадки. Или успокоить его, чтобы он не плакал во весь голос (я не говорю сейчас о младенцах). Это вопрос не только комфорта других пассажиров, но и безопасности самого малыша!
Помогает ли снять стресс принятие 100 грамм?
– Это весьма распространенная ошибка. Рано или поздно после «100 грамм» человек трезвеет. Но условия на борту совсем не те, что на земле. Из-за смены давления сосуды расширены (кстати, поэтому не рекомендуется летать простуженным людям – нос вообще не будет дышать, и никакие капли не помогут), похмелье проходит в два раза тяжелее. При этом нет удобной кровати, зато будет постоянно занятый туалет. А главное – страх-то никуда не денется!
Часто видела, что выпивают и во время полета.
– Если бортпроводник заметит это, он обязан изъять спиртное до конца полета. Хуже то, что пьяные люди в замкнутом пространстве часто начинают вести себя неадекватно. И хорошо если мужчина просто балагурит и предлагает познакомиться. Но у меня и знакомых бортпроводников бывали случаи, когда словесная перепалка грозила перерасти в драку. А хуже этого ничего не придумаешь, ведь может нарушиться равновесие самолета! В таких случаях, если среди бортпроводников нет мужчин, при усмирении буянов остается рассчитывать только на помощь трезвых пассажиров. Кстати, мало кто знает, что пока пассажир на борту самолета, он находится на территории России. А это значит, что за все нарушения к нему будут применены соответствующие российским законам санкции.
Хотя, если честно, и среди трезвых пассажиров встречаются такие (и женщины тоже!), которые и на трезвую голову готовы устроить скандал из-за пустяка. Например, отказаться поднимать спинку кресла во время раздачи пищи. Их не волнует, что сидящий позади пассажир не может из-за этого откинуть столик и нормально поесть. Такая ситуация возникла во время одного из моих полетов. В конфликт ввязалось сразу несколько человек. Кроме как влиянием полетного стресса я это объяснить никак не могу.
Какой рейс тебе наиболее запомнился?
– Который задержался больше чем на 10 часов из-за поломки самолета. Мучились все: и мы, и туристы, которых привезли из отелей в аэропорт. Нас сначала тоже хотели отправить к ним в зал ожидания, но потом передумали – люди были злые, как черти. Самолет в конце концов полетел, но только пассажиры-то сидели, а мы еще 13 часов на ногах работали. Прилетели в буквальном смысле на «автопилоте».
Сколько часов в месяц вы летаете? Как это сказывается на здоровье?
– У нас норма составляла 80 часов в месяц (считается от момента взлета до посадки). Перерыв между полетами на отдых – не менее 12 часов. Во время полета на бортпроводника воздействуют перегрузки, вибрация, гул (поэтому не рекомендую надевать в полете наушники, особенно вакуумные – испортите слух) и солнечная радиация. Поэтому постарайтесь без необходимости не летать с детьми до двух лет, у них слабый иммунитет, не подвергайте его лишнему испытанию. Бортпроводники могут выйти на пенсию через 7,5 лет работы. В плане вреда здоровью это одна из самых опасных профессий.
А на личную жизнь времени хватает?
– Мы можем неделями не быть дома, мотаясь между странами и городами. Когда наконец приезжаешь домой, пытаешься быстро переделать все дела, которые накопились. Будущих бортпроводников перед обучением, проводя собеседование, несколько раз спросят, готовы ли они ко всему этому. Особенно те, у кого есть муж и дети. Не все выдерживают, но спасает скайп, wi-fi в кафешках.
В каких странах ты побывала?
– Турция, Таиланд, Вьетнам, Египет. Но больше всего люблю Таиланд.
И вам каждый раз на паспортном контроле ставят штамп?
– Нет, так документа надолго не хватит. Паспорт, конечно, проверят, но еще у нас есть полетный лист, в котором отмечены все члены экипажа. Его и предъявляем на таможне.
Смотришь ли ты фильмы-авиакатастрофы?
– Как-то одно время смотрела фильмы-расследования на канале National Geographic. Но это больше для самообразования. А вот художественные, часто кроме смеха, ничего не вызывают. Один из самых постоянно встречающихся ляпов – когда один человек во время полета на высоте открывает дверь. Ну невозможно это сделать! Дверь работает по принципу присоски, влияет и перепад давления. Ее должны человек 20 толкать, чтобы открыть!
Из последних посмотрела фильм «Воздушный маршал», в котором ляп на ляпе. Так, например, показывают, что на высоте есть мобильная связь и люди на борту разговаривают по сотовым телефонам. Да ни одна вышка на высоту 10 тысяч метров не достанет! Пилоты для связи с диспетчером используют спутниковую связь. По сюжету бомбу заложили в месте, в котором в самолете не проходят жизнеобеспечивающие коммуникации. А когда ее обнаружили, то стали заваливать багажом. Но при взрыве осколками чемоданов пассажиров посечет так же, как от самой бомбы! По инструкции бомбу нужно завернуть в мешок и укутать мокрыми пледами. А про «шедевр» – посадка авиалайнера с оторванным куском фюзеляжа – я вообще молчу! У самолета нарушена прочность, он бы развалился на полосе! Но в фильме благополучно сел.
Вас учили спасать пассажиров. Про какие ошибки вам рассказывали?
– Нас постоянно обучают на тренажерах, есть и практические занятия. Люди думают, что падение самолета происходит в считанные секунды. Это не так. Есть как минимум 20 минут, за которые вполне можно успеть подготовиться, а как – вам расскажут бортпроводники. Нужно только их слушать и выполнять рекомендации максимально четко и быстро. Кстати, норма для полной эвакуации пассажиров составляет 90 секунд. Главное не допустить паники и не совершать ненужных телодвижений. Например, при посадке на воду не надувать спасательный жилет до выхода из самолета – вы тогда просто не сможете расстегнуть пряжку ремня и выбраться.
Есть какие-то суеверия, связанные с полетами?
– Накануне нельзя ничего зашивать, ремонтировать.
Научи, как не бояться летать?
– В отличие от большинства людей, которые летают несколько раз в год, я совершаю процедуру взлета и посадки несколько раз в неделю. Для меня это то же самое, как на трамвае на работу съездить. Вас же это не пугает? Вот и полет на самолете – та же поездка, только безопаснее.
Алёна Зорина