Рубрика
Ангарск и Ангарчане
– Где же гости? – спросила Маргарита у Коровьева.
– Будут, королева, сейчас будут. В них недостатка не будет. И, право, я предпочел бы рубить дрова, вместо того чтобы принимать их здесь на площадке.
– Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот, – я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Завидя кондуктора Оксану С., льготники в трамвае безропотно достают документы – знают уже, что просто предъявить проездной будет недостаточно: женщина потребует весь пакет справок и проверит их досконально, с пристрастием. Но что значит для пожилого человека возить с собой оригиналы всех документов? Очень большую вероятность их потерять. Вот и пытаются льготники выбрать меньшее из всех зол – имеют при себе только пенсионное удостоверение и проездной. Однако с Оксаной этот номер не пройдет – может и трамвай остановить, требуя подлинники. Как реагируют на осуждающие взгляды других пассажиров пожилые люди, которые всю жизнь честно проработали, а теперь просто не могут найти в сумке документы? Они начинают волноваться, забывают, куда и что положили и взяли ли документы из дома вообще. В связи с этим частенько случаются скандалы, один из которых выплеснулся в прошлом году на страницы ангарских газет – Оксану обвинили в грубом обращении с пассажирами и потребовали, чтобы руководство муниципального предприятия разобралось в ситуации.
Некоторые пассажиры напрямую пишут жалобы в МУП «Ангарский трамвай» – по одной такой в феврале 2015 года на Оксану С. наложили дисциплинарное взыскание.
– Я тогда за январь получила на руки всего 6300 рублей зарплаты. Меня лишили премии, – рассказывает Оксана. – И это за то, что я требовала от льготников показать мне все, что положено по закону. В магазине же никто не пытается бесплатно взять хлеб и молоко, за любой товар платят безоговорочно. Почему же тогда в транспорте хотят проехать бесплатно? Нет, мне не жалко таких людей. Из отобранных мною поддельных удостоверений можно уже коллекцию составить. Вот, смотрите, сегодня еще одно отобрала. И в чем я не права? В том, что просто выполняю свою работу?
Молодая женщина попыталась оспорить приказ о взыскании в суде, но в конце июня 2015 года проиграла дело. Впрочем, как и еще одно (точно такое же) в 2014 году. Она уверена, что руководство «Ангарского трамвая» пытается выжить ее из коллектива. А ведь еще несколько лет назад, когда она работала кондуктором в автотранспортном предприятии, ее не раз хвалили за то, что она с первого взгляда может отличить поддельное удостоверение и не пропустит человека, который совершает поездку по чужому проездному.
Неугодна Оксана руководству МУП, по ее мнению, и тем, что пытается не только сделать законопослушными пассажиров, но и отстоять свои права как работника предприятия. По ее словам, кондукторы и водители, которые работают на маршруте №6, вынуждены отрывать минуты от своего обеда, чтобы приехать из 205 квартала (конечная «шестерки») в депо в 17 микрорайоне, чтобы спокойно пообедать. «Квартальское» депо закрыли из-за долгов МУП «Ангарский трамвай» по электричеству, и проблема никак не решается.
Считает Оксана несправедливым и начисление премиальных. Написала жалобу в трудовую инспекцию. На «разборки» к руководству молодая женщина ходит с диктофоном, внимательно изучает все документы и приказы по предприятию. При этом у Оксаны нет юридического образования, всю информацию она черпает из Интернета.
Но что все-таки заставляет пассажиров и кондуктора считать друг друга врагами? Всего лишь несовершенство закона, который требует возить с собой все оригиналы документов. Тот, кто не проходил все необходимые процедуры для их получения, не знает, каким потом и кровью они достаются. А уж потерять их, особенно пожилому человеку, смерти подобно – на восстановление остатки здоровья потратишь. Заверить копии у нотариуса стоит денег – для пенсионеров немалых. В трамвайном управлении пошли навстречу льготникам и ставят на копии документов печати, удостоверяющие их подлинность. Но, как считает Оксана, законодательно это не закреплено. В законе говорится только о подписи и печати нотариуса, и по факту «ангарское изобретение» недействительно. И как с такими льготниками поступать кондуктору: по закону или по совести?
Знаю людей, которые от безысходности сделали качественные цветные ксерокопии документов. Знакомая не доверяет справку об инвалидности умственно отсталому сыну. Да и за месяц постоянных доставаний она превратилась бы в портянку. Цветной принтер и ламинирование решают проблему. Таких экземпляров она сразу делает несколько штук на год.
Есть в сложившейся ситуации вина и депутатов бывшей Думы АМО, и много раз менявшегося руководства трамвайного муниципального предприятия. Например, в «Автоколонне 1948» давно свели вероятность конфликта к минимуму, введя электронные считывающие устройства. Спокойны все – и водитель, и пассажиры. А подлинность проездного легко проверить, просто посмотрев на фото на обороте. Но выделить деньги на покупку подобных устройств для трамвайного управления в свое время никто не захотел.
Когда же такое все-таки будет в трамваях? Артем Бондарев, директор МУП «Ангарский трамвай», ответил, что уже внедряется! По городу ездят два трамвайчика с устройством для подсчета пассажиров на входе и терминалами для регистрации ЕСПБ на шее у кондуктора. Пока новое оборудование работает в тестовом режиме. Когда терминалами оснастят все трамваи, а льготники будут иметь на руках проездной с фотографией, потребность в документах, подтверждающих право на льготу, отпадет сама собой. Всем хорошо: прозрачность отчетности для муниципального предприятия, спокойные нервы у пассажиров. При этом сокращения числа кондукторов не ожидается, наоборот, штат предприятия увеличивается.
Насчет депо в 205 квартале мы задали вопрос директору «Ангарского трамвая».
– Об этой ситуации нам было известно задолго до обращения Оксаны С. Я не могу комментировать действия бывшего руководителя МУП «Ангарский трамвай», но там действительно отключали свет из-за наличия задолженности. Совместно со специалистами администрации АГО мы несколько недель работали над сложившейся ситуацией и разрешили ее – свет в депо появился, – рассказывает Артем Витальевич.
Во время нашего визита Андрей Кузнецов, начальник отдела кадров МУП «Ангарский трамвай», показал нам кучу жалоб на кондуктора. По его словам, еще больше пассажиров не стали писать заявления, а излили свой гнев по телефону.
Оксану С. уволили 31 июля за неоднократное неисполнение своих обязанностей.
Светлана Метлякова