Не раз приходилось слышать мнение, что нет ничего проще, чем работать
учителем начальных классов. Мол, рассказать о сложении и вычитании на
примере яблок или флажков может каждый. Наверняка поспособствовало этому
то, что профессия педагога потеряла былой престиж. Родители поучают
детей: «Будешь плохо учиться, не поступишь на юриста или экономиста,
станешь учителем».
Учитель – старейшая профессия на земле. Официально ею овладевают в учебных заведениях несколько лет, а на самом деле учатся всю жизнь. И многое берут именно от тех, кого учат. Мне тоже, как я теперь понимаю, посчастливилось побывать в роли учителя – правда, совсем недолго, пока только в рамках учебной практики в Ангарском педагогическом колледже.
На часах без пяти восемь. Звонок на урок через двадцать минут. Волноваться не о чем, главное – не опоздала. Хотя о чем я говорю! О моем внутреннем спокойствии не может быть и речи! Еще вчера я сидела за партой и слушала наставления преподавателей, как вести себя во время производственной практики, а сегодня – мой первый урок.
Иду по узкому коридору, а позади себя слышу: «Наша новая практиканточка». Как они узнали? Строгое черное платье ниже колен с белым воротничком, казалось мне, идеально соответствует образу учителя. Захожу в класс – пятнадцать пар глаз в упор, без стеснения изучают меня с ног до головы. Таким оказалось знакомство с 4 «б» классом Ангарской православной школы во имя Святой Троицы.
Любой урок начинается с написания конспекта. Ночь прошла не зря: подробный план занятий готов. Составлен список заданий, которые ученики должны выполнить в течение урока. Я сижу за учительским столом, посматриваю вокруг, думаю: «А что, работа учителя не так уж и сложна: дала задание, уселась поудобнее, а они пусть решают. Даже скучно, хоть бы спросили о чем-нибудь…»
Только подумала – в воздух взметнулась первая рука. Это Катя, которая сидит за второй партой. У нее растерянный вид: она не может решить задачу. Поднимается еще несколько рук. У других ребят тоже возникает трудность с задачей про тракторы. Мгновенно решаю задание в уме, но, оказывается, дети оформляют математические задачки в виде схемы из кружков и линий, о которых я ничего не могу сказать.
Пытаюсь объяснить по-своему, но никто в классе по-прежнему не понимает условия задания. Каждый подзывает меня к себе и просит объяснить задачу ему лично. Перехожу от парты к парте и рассказываю о тракторах. Вроде бы что-то поняли…
Перемена. Я уже представила, как толпа орущих детей несется по коридорам, сбивая друг друга с ног. А тут тишина. Сидят, готовятся. Домашним заданием было найти и выучить стихотворение или рассказ о красоте божьего мира. Спрашиваю, кто готов. Думала, будет два-три человека, а тут лес рук. Все без исключения хотят к доске. Кого же выбрать? Каждый смотрит умоляюще. Спрашиваю Варю. Она рассказывает наизусть с чувством, жестами – как на сцене выступает.
– Все! Переходим к следующему заданию.
Не тут-то было! Зашумел весь класс. Не ожидала, что каждый захочет почувствовать себя в роли актера, лишь одинокий голос «с камчатки» спрашивает с надеждой: «А может, не надо?» Дети настолько талантливо декламировали произведения, что, казалось, краше строк и не слышала.
Одним из самых простых уроков стало рисование. В детстве ходила в художественную школу, так что особо не боялась. Четко обозначила тему – «Герои-защитники».
– Вы можете рисовать что угодно, главное, чтобы это относилось к военной тематике: битву, работу в тылу, День Победы, у кого-то солдат будет стрелять, бежать с гранатой или с винтовкой, медсестра будет перевязывать раненого.
– А можно рисовать танк и пушку?
– Можно!
– А большой вертолет?
– И вертолет можно!
Включила военные песни, чтобы было веселее. Перехожу от парты к парте, а ребята напевают себе под нос. Предложила выбрать песню, которую знают все и спеть хором. Поем «На безымянной высоте», девочки даже слезу пустили.
Урок английского языка. Дети привыкли ко мне, и привлечь их внимание к теме урока, а тем более наладить дисциплину в классе оказалось не так-то просто. Хотелось наставить «двоек» за поведение, но учитель не вправе этого делать.
День закончился. Для себя я поначалу решила, что в школу больше ни ногой. Не верила, когда мне говорили, что стану по детям скучать.
Через пару дней пришла за отчетными документами. Иду по знакомому коридору, детские рисунки разглядываю – и вдруг в сердце защемило. Поворачиваю голову, а там мои умники в столовую парочками идут. Увидели меня, окружили и говорят: «Вот бы снова в первый класс, чтобы первая учительница была такая же прекрасная, как вы».
В итоге мне удалось понять, что хлеб учителя не столько сладок, сколько интересен. Хотя трудностей при этом – хоть отбавляй! Ведь нужно уметь видеть, чувствовать и понимать одновременно сразу полный класс маленьких личностей. И делать это грамотно, деликатно и непременно с любовью.
Ульяна Маркузе