Пустая, раздетая сцена за гостиницей «Байкал». Поскучневшие без театралов подворья Хужира. О том, что здесь в последнюю декаду июля проходил ХVI международный фестиваль любительских театров «Сибирская рампа-2015», сейчас напоминают только оставшиеся кое-где на заборах афиши спектаклей и программы работы международного летнего театрального центра «Ольхон-2015» с профилем Пушкина.
Пушкин
В этом году автопортрет Александра Сергеевича стал одним из символов «Сибирской рампы». Строки, вышедшие из-под его пера, то и дело вплетались в фестивальные тексты. и все потому, что гений, которому мы обязаны рождением современного русского языка и, по сути, началом русской национальной литературы, имел прямое отношение и к театру.
Александр Пушкин в свое время сформулировал принципы русского драматического театра. Все десять дней фестиваля познать их на примере «Каменного гостя» – одной из «маленьких трагедий» Пушкина – пыталась внушительная команда, состоявшая в основном из режиссеров. Руководил ими вице-президент Российского центра международной ассоциации любительских театров (АИТА) профессор кафедры режиссуры РУТИ/ГИТИс Михаил Чумаченко.
Мастерство куловодов дети осваивали под руководством Валерия Кирюнина, ведущего специалиста по театральному жанру Иркутского областного дома народного творчества, заслуженного работника культуры РФ, и с помощью его учеников из Кемерово и Хабаровска.
Актерским мастерством с приехавшими на остров актерами любительских театров из Челябинска, Омска, Томска, Кемерово, Красноярска, Республики Саха-Якутия, Иркутска, Ангарска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска занимались актер театра и кино Роман Калькаев и заслуженная артистка России Юлия Авшарова. Юлия Юрьевна приняла эстафету у своего отца – народного артиста РФ Юрия Авшарова, который в течение одиннадцати лет был одним из руководителей МЛТЦ «Ольхон» и имя которого с прошлого года носит фестиваль.
Норштейн
В далеком 2005 году Юрий Авшаров рассказал участникам «Сибирской рампы» о творчестве своего друга Юрия Норштейна. Мультипликационные фильмы «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Лиса и заяц», «Цапля и журавль» открылись тогда не только для ребят, но и для взрослых с непривычной стороны. Для Юрия Борисовича мультипликация – слияние всех искусств, с ее помощью он говорит просто о серьезном и вечном, не удовлетворяясь открытыми истинами, продолжая познавать мир вместе со своими зрителями.
И вот театральное племя острова дождалось приезда самого Юрия Норштейна. Режиссер-мультипликатор, сценарист, художник, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР – обо всем этом забываешь, когда он начинает говорить. Александр Кононов, вдохновитель фестиваля и один из его руководителей, назвал Юрия Борисовича «человеком космическим». за два дня на Ольхоне он успел провести две встречи с участниками «Сибирской рампы-2015». Книги Юрия Норштейна увезли с собой в качестве подарков призеры и победители фестиваля.
Театр масок
В этом году Ангарск театральный был представлен на сценических площадках Хужира четырьмя коллективами. Дебютантом-2015 стал шоу-театр масок Дворца культуры «Энергетик», руководят которым режиссер Алексей Пермяков и художник-постановщик Вячеслав Прошин.
Единственный в своем роде, не вписывающийся в привычную театральную классификацию коллектив, актеры которого используют большие поролоновые головы, ближе всего к театрам ростовых кукол. на вопрос, смогли ли персонажи спектакля «Свистать всех наверх!» по философской сказке «По зеленым холмам океана» органично существовать в условиях лесной опушки, каждый ответил по-своему.
На мой взгляд, чужеродными здесь персонажи из поролона не казались. Чтобы передать всю прелесть истории, сочиненной Сергеем Козловым, нужно большое мастерство. Театр масок, для которого эта постановка стала первой за пять лет его существования работой по настоящей драматургии, проявил большую смелость, выбрав этот материал и такую сценическую площадку.
«Шкода»
Шоу в своем роде представил театр-студия «Шкода» школы №11 поселка Китой. Воспитанникам Альбины Мельниковой и Ольги Горбуновой удалось создать веселый запоминающийся спектакль-байку «Сказочки на лавочке». в ритме народной пляски ребята представили ряд миниатюр, любовно выписанных художником и этнографом Степаном Писаховым, сумев передать мягкий юмор, сатирическую гиперболизацию и тонкий лиризм его сказок.
Жюри отметило актерскую работу Алексея Распутина, исполнившего в «Сказочках» роль Сеньки-рассказчика. Надо сказать, что и остальной актерский ансамбль был великолепен.
Кстати, к поморским сказкам обратился еще один школьный театр – «Кураж» из поселка Прогресс Амурской области. Дальневосточный коллектив играл «Варвару Ивановну» по одноименной сказке Бориса Шергина в лесу. Оригинальная постановка вызвала много споров.
«Родничок»
Ангарский образцовый театр «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи показал на Ольхоне сразу три спектакля – столько не привез больше никто. Заслуженный работник культуры России Тагир Хамитов, руководящий этим многонаселенным коллективом, увел своих зрителей глубоко в лес, чтобы представить им спектакль «Про Иванушку-дурачка» по сказке Михаила Бартенева. Работа получилась глубокой – причем буквально: у спектакля было несколько планов, его персонажи возникали из леса и растворялись где-то вдали среди сосен. Убедили: в числе детских спектаклей «Иванушка-дурачок» стал лауреатом II степени, получил диплом за актерский ансамбль, а Тагир Романович был награжден за режиссуру спектакля.
Младшие «родничата» показали спектакль по произведениям Корнея Чуковского «Чудо-дерево», который был награжден за преемственность традиций детского любительского театра. в молодежном спектакле «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова, который ребята героически отыграли под дождем (такую «проверку» Ольхон устраивает какому-то коллективу каждый год), члены жюри отметили Артема Артищева за роль Ловейко и Сергея Бондарева за роль Константинова.
«Факел»
Театр, на который ложатся все организационные вопросы, в очередной раз доказал, что успевает продуктивно работать и над спектаклями. Заслуженный коллектив народного творчества «Факел», руководит которым заслуженный работник культуры РФ Александр Кононов, вывез на фестиваль два спектакля – «Нервные люди» по рассказам Михаила Зощенко и «Маленькие трагедии» Александра Пушкина. Две разножанровые работы, каждая из которых состоит из нескольких частей, позволили актерам проявить все свои таланты.
«Нервных людей» жюри поставило на первую ступень пьедестала среди взрослых коллективов. Для 15-летней Карины Кацуры даже была выделена специальная номинация «Спасибо за Ленина» – за рассказ «Серенький козлик». Была отмечена и еще одна актриса – Инна Черниговская – за рассказ «Прискорбный случай». Сам Александр Иванович блестяще исполнил роль старого Барона в пушкинской трагедии «Скупой рыцарь», что не осталось незамеченным, как и успех Николая Коваля – его сценического «сына» Альбера.
«Белый остров»
Какой спектакль станет в этом году лучшим, стало ясно уже 28 июля, когда в Доме культуры «Хужир» театр «Белый остров» из Кемерово показал моноспектакль «Кетч со смертью». Тяжелый материал – героем произведения Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» стал 10-летний мальчик, которому предстоит через 12 дней умереть от лейкемии, – в подаче актрисы Екатерины Пургиной показался на удивление сценическим.
Катя использовала навыки актрисы театра кукол, включила цирковые приемы, не говоря уже о драматических образах, которые прошли перед глазами зрителей и надолго остались в их сердцах. После окончания спектакля публика в едином порыве встала и долго не отпускала актрису.
Как рассказали театралы из Новосибирска, «Кетч со смертью» этой весной уже заставил о себе говорить Западную Сибирь. А ведь родился «Белый остров» только в начале 2015 года: как пояснила Екатерина Пургина, «нам захотелось поиграть».
Почему режиссер Сергей Басалаев не хотел пускать в зал детей? Они прекрасно все поняли – и надо, чтобы они смотрели такие спектакли. Чтобы, как у Юрия Норштейна, им внятным образным языком рассказывали о непростых жизненных ситуациях.
•••
«Сибирская рампа-2015» – это 21 театр из 15 населенных пунктов. Это 26 спектаклей, которые в течение восьми дней шли по три-пять в самых неожиданных местах Хужира и его окрестностях. Это челябинский «Дон Кихот» – самая западная метка на карте фестиваля, «Шахер-махер Ханумы» от старейшего коллектива Иркутской области – народному театру «Театральные встречи» из поселка Мишелевка в этом году исполнилось 97 лет.
Не обошли вниманием в год празднования 70-летия Великой Победы и военную тематику – театральная студия «Зеркало» из Иркутска привезла спектакль-заповедь «В тумане» по повести Василя Быкова с великолепным пластическим решением. на вечере «Дорога к миру» все желающие показывали военные композиции, читали стихи и прозу.
Это верные друзья фестиваля и его дебютанты. Открытием фестиваля стали театр «Образ» из Якутии и только-только возникший театральный кружок «Ветер перемен» из ближайшей теперь к Хужиру театральной точки – поселка Еланцы. Это обратившиеся к творчеству земляков – Александра Вампилова и Леонида Бородина – иркутские коллективы «Эксперимент» и «Синяя птица».
Были ранние театральные зарядки, поздние обсуждения с вызовом руководителей театров «на костер», новые знакомства, дружбы и романы, были слезы расставания и обещания обязательно приехать сюда в следующем году.
Шестнадцатый сезон работы театрального центра «Ольхон» завершился, начинаем готовиться к семнадцатому!