«Сибирская рампа» – удивительный фестиваль! В течение 16 лет он не только собирает на острове Ольхон любительские театры с разных концов России и мира – он, как магнит, притягивает тех, кто, выпустившись из театра, уехал учиться далеко от родного города. Традиционно к середине июля состав театра «Факел», организующего фестиваль, увеличивается в разы. Это в Ангарск съезжаются «выпускники», совмещая летние каникулы с возможностью встретиться со старыми друзьями в сумасшедшей театральной феерии.
Москва, Ярославль, Красноярск и даже Прага отдают нам на время своих студентов – бывших театралов не бывает! В новом качестве приехал на Ольхон этим летом и Дмитрий Павловский – еще один выходец из «Факела», ныне – столичный студент, окончивший первый курс факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры (бывшего МГУКИ).
Во время фестиваля он выполнял роль одного из кассиров и контролеров на входе в импровизированный зрительный зал во дворе хужирской гостиницы «Байкал». И пользовался любой возможностью снова выйти на сцену в качестве актера. Погружение в мир масс-медиа не избавило его от любви к театру.
– Дима, ты уже становился героем наших публикаций. И, насколько я помню, читатели «Свечи» познакомились с тобой как с талантливым юным прозаиком. Продолжаешь сейчас развивать эту грань своего таланта?
– В пятом классе я писал стихи, в восьмом увлекся прозой. Литературу в гимназии №8, где я учился, преподавала Наталья Синюшкина, один из лучших, на мой взгляд, словесников Ангарска. Мир книг, который она открыла для меня, намного богаче, тоньше и интереснее, чем то представление о литературе, которое мы получаем сейчас в вузе. Тогда же я посещал гимназический литературный кружок «Проба пера» – его вел Сергей Метелкин. Неудивительно, что работа с такими профессионалами своего дела принесла моему рассказу диплом лауреата первой степени на одном из всероссийских литературных конкурсов. Сейчас я отошел от литературы, мне это пока не интересно. Хотя во время поступления в институт умение обращаться со словом очень пригодилось. Кстати, в гимназии я ходил в театр «Академия праздника» Гаяны Щербаковой и до сих пор благодарен ей за то, что посоветовала мне продолжать заниматься сценическим искусством.
– Какие экзамены должен был сдать будущий режиссер кино и телевидения?
– Отбор был не менее жестким, чем при поступлении на актерские факультеты театральных вузов. На первом туре – эссе о фильме своей мечты. Затем – 5-часовой экзамен, включавший беседу с педагогом, просмотр фильма Андрея Тарковского и написание рецензии на него. Третий тур – собеседование. Рассказал о своих предпочтениях в кино, любимых режиссерах, интересующих жанрах. На меня обратили внимание, когда упомянул, что по натуре консерватор, люблю советскую кинематографию и хотел бы восстановить ее.
– Что можешь сказать о своем вузе?
– Наше учебное заведение первым в России начало готовить профессионалов от культуры – еще 85 лет назад. Он появился как библиотечный институт, но отсюда выходят не только библиотекари, но и режиссеры кино и телевидения, актеры, музыканты, вокалисты, журналисты, продюсеры, сценаристы, драматурги... Здесь учились Валентина Толкунова, Лолита Милявская и многие другие наши звезды. Обещали, что будет читать лекции сам министр культуры Владимир Мединский. Но, я считаю, студентам институтов культуры везет, если их мастер не пользуется большой известностью и популярностью. В этом случае он будет проводить со своими подопечными гораздо больше времени. Как наш руководитель курса – режиссер-документалист Александр Марутян, член союза кинематографистов России и гильдии кинорежиссеров, снявший более пятидесяти игровых, документальных и научно-популярных кино- и телефильмов. Он со второй недели обучения вывел нас на этюды, заставил снимать – за семестр у каждого из нас накопилось по 5-6 работ. Профессию постигаем на практике, все ошибки разбираем. И с однокурсниками мне повезло: ребята подготовленные, заинтересованные, с горящими глазами – случайных людей у нас точно нет. Я бы сказал, что и факультет наш – один из лидеров института. Студенты-кинематографисты даже кинофестиваль международный проводят на базе вуза.
– Вот где пригодился твой фестивальный опыт!
– Точно! В нашем международном фестивале студенческих фильмов «Золотая пятерка» даже вгиковцы участвуют. Сначала конкурсные работы отсматривают студенты, лучшие показывают профессионалам. В прошедшем учебном году в экспертной комиссии фестиваля были Владимир Грамматиков, Александр Носик и Ольга Хохлова плюс преподаватели нашего института. Есть проходные работы – порой мне казалось, что школьники нашей гимназической телестудии «Мост», которой руководит Ольга Мальцева, снимают интереснее. Но бывают и настоящие шедевры, когда, не замечая времени, весь уходишь в фильм! Я, кстати, приглашал ангарских гимназистов принять участие в фестивале – они бы не потерялись на фоне студентов. Зайду в гимназию, пока в Ангарске, позову еще раз.
– Знаешь, что актриса Ольга Хохлова – наша землячка?
– Конечно! Выяснил это, когда занимался подготовкой к фестивалю. И познакомился. Студенты толкались вокруг Ольги Владимировны, хотели с ней сфотографироваться. Я протиснулся: «Фото с землячкой – без очереди!» Она меня за руку схватила: «Вы из Ангарска?», протянула телефон, велела номер свой вписать. Поболтали о том, о сем. У нее в планах собрать и привезти в следующем году в Ангарск к юбилею города всю нашу актерскую «диаспору».
– Что дает в Москве статус студента-кинематографиста?
– Побывали на «Мосфильме», прошлись по огромным, как ангары, съемочным павильонам, где строят декорации. Фильмы там сейчас никакие не снимаются, только рейтинговые ток-шоу: «Голос», «Точь-в-точь», «Один в один». Там нас знакомили с техническими новинками, небольшую лекцию читал Никита Михалков. Присутствовали на вручении национальной кинопремии «Ника» 31 марта. Запомнилось, как Лии Ахеджаковой вручали специальный приз в номинации «Честь и достоинство»: она вышла такая маленькая, обаятельная, скромная, толком ничего не сказала, а когда села на свое место, журналисты-фотографы кучей навалились на нее. Человек, который абсолютно не считает себя звездой.
– А по-твоему, звезда – это кто?
– Артист, который много работает. Над собой, над ролью, над жизнью. Когда я ехал из Ангарска в Москву, чтобы стать профессиональным актером – таковы были первоначальные планы, – тоже воображал себя звездой. Еще бы: лучшие мужские роли на разных фестивалях! Мне здесь быстро лучи пообточили. Я понял: нужно работать и быть человеком. Жить в обществе и соизмерять себя с другими людьми, особо не выделяясь – этого никто не любит. Когда занимаешься искусством, нужно вкладываться полностью, целиком отдаваться людям. Отдавать себе отчет, что жизнь в искусстве – это вечные разъезды, нехватка денег, проблемы в семье и так далее. Но ты сам выбираешь такую судьбу.
– И ты, зная все это, выбираешь такую жизнь?
– Путь к звездам тернист (смеется – авт.). Я – человек театра. Душа тянется в этом направлении. Что делать – не досталось мне при рождении технических мозгов! Мне только 19 – еще хочется жить мечтой. И, хотя я учусь в прекрасном вузе и получаю, безусловно, хорошую профессию, у меня еще есть два года, чтобы попробовать перепоступить на актерский. В этом году я в школе-студии МХАТ и в «Щуке» дошел до третьего тура. Не хватило совсем чуть-чуть. Уже стал психологом – заходя в экзаменационную аудиторию, вижу – что здесь нужно читать из своего репертуара, который расширяется с каждым годом, а что даже слушать не станут. В этом году даже кайф испытал при очередной попытке поступить. Жалко, что в течение года нет актерской практики. При каждом удобном случае стараюсь что-то почитать на публику, чтобы не потерять навык. С каким удовольствием я сыграл бы сейчас «Однорукого из Спокана» или «Навеки девятнадцатилетние» на сцене «Факела»!
– Скучаешь по театру?
– Мне в Москве безумно не хватает «Факела». В столице неоднократно вспоминались слова нашего руководителя Александра Кононова о том, что там, где начинается коммерция, заканчивается искусство. Слишком многие театры сейчас ориентируются на деньги, сыплют спецэффектами, бросают в глаза публики звездочки, за которыми теряется и режиссерский замысел, и актерская игра. Ладно, новейший «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, где «Записки сумасшедшего» ставят как стриптиз-шоу! Но легендарный «Ленком»! Сходил на спектакль – не помню названия, автора, даже актеров – ноль впечатлений, зато спецэффекты на уровне. Судя по всему, мы живем в стране, где культура не очень нужна...