Нынешняя приемная кампания в вузы вышла нервной. Впрочем, наверное, абитуриенты разных годов могут точно так же охарактеризовать время своего поступления в высшие учебные заведения. Но в этот раз поступающим и их родителям пришлось столкнуться с откровенной профанацией заявленных Минобразованием нововведений. Хотели как лучше, а получилось так себе!
Быть родителем дочери-выпускницы – то еще удовольствие! Адреналин через край на все лето вместо отпуска. Сейчас, когда все волнения уже позади, можно подвести некоторые итоги и поделиться впечатлениями от пережитого.
Начнем с самого неприятного – с выпускных экзаменов. На самом деле не так страшен ЕГЭ, как его малюют. Многие страшилки, которыми общественность сопровождает единый экзамен с самого его введения, пугают только тех, кто далек от самой системы образования и знает о процессе проверки знаний одиннадцатиклассников только понаслышке. Да, списать теперь практически невозможно. Да, на входе участников экзаменов пропускают через рамку, выявляя запрещенные предметы. Да, выпускники пишут работу под прицелом видеокамер и онлайн-наблюдателей. Самих школьников такое положение дел мало напрягает – после стольких «пробников» и учительских запугиваний им море по колено! Мне дочь так и сказала: «Камеры и наблюдатели в каждом магазине и вокзале имеются! Сам экзамен тоже не страшен, в заданиях сюрпризов не было, вот результат хотелось бы лучше!» С результатами прямо беда – в этом году Минобразование решило потрепать нервы всем заинтересованным и выкладывало на сайте итоги экзаменов с задержкой. Русский ждали больше 10 дней! Мы своих 90 баллов дожидались, стиснув зубы. Администрация официального сайта ЕГЭ ни разу не снизошла до объяснений, чем вызваны такие задержки и почему на проверку работ потребовалось больше времени, чем планировалось изначально.
Кто-то хотел, но не смог подать апелляцию в означенные два дня, потому что личные данные выпускника на сайте ege.edu.ru не загружались. А в школе могли сказать только конечную сумму баллов. Да и смысл в этой апелляции был небольшой – зная результат работы, но не видя самих заданий, сложно подготовить аргументацию в защиту своего теста. Сами абитуриенты наизусть заданий теста помнить не могут, а педагоги и родители никогда их не видели! Так что апелляция в таких условиях – чистой воды формальность. Вроде возможность возразить против результата есть, но успешно оспорить его – практически нет.
Несмотря на оптимистичный рапорт чиновников от образования, в этом году результаты ЕГЭ по нашему региону были отнюдь не радужные. Ну а «профильной» математики – и вовсе аховые. Как известно, в 2015 году экзамен по математике решено было разделить на два уровня сложности – легкий «базовый» и углубленный «профильный». Первый в основном выбирали гуманитарии, те, для кого изучение алгебры и геометрии заканчивается одновременно со школьными занятиями. Успешная сдача этого уровня наравне с экзаменом по другому обязательному предмету – русскому языку – гарантировала получение аттестата об окончании школы. Результаты «профильного» уровня засчитывались при поступлении на технические направления. В итоге многие выпускники не справились с заданиями сложного теста и лишились возможности поступить на большинство специальностей. Ведь без «профиля» документы принимались на несколько гуманитарных направлений. В Интернете сразу появились темы о механизмах регулирования сверху приемной кампании – якобы на одни регионы (отдаленные) тесты изначально давались сложнее, а на западе страны полегче, чтобы питерцы и москвичи имели возможность поступить в свои вузы. Подписывались многотысячные петиции-обращения к министру образования. Но в итоге инициатива заглохла, а по факту местные вузы получили нежелательный перевес заявлений от абитуриентов на гуманитарные специальности, а не на технические, на которые Москва увеличила госзаказ, добавив бюджетных мест. Для сравнения: в 2014 году журфак ИГУ принял 94 заявления от абитуриентов, а в 2015 году – 217. И это на заветные 13 бюджетных мест! Совсем другая ситуация сложилась на геологическом факультете того же вуза, где на 49 бюджетных мест поступили практически все, кто принес заявление, имея в наличие 111 баллов за три экзамена! Получается, можно было сдать ЕГЭ на нижний порог «тройки» и быть конкурентоспособным поступающим в ведущий вуз региона. Вот еще проходные баллы на бюджет тех факультетов, на которые требовалась «профильная» математика: радиофизика – 117 баллов, электроника и нанотехнологии – 127, математическое обеспечение и администрирование информационных систем – 127, экология и природопользование – 116. Эти цифры правдивее чиновничьих отчетов!
В этот раз зачисление проводилось без списков рекомендованных. Вместо этого абитуриенты проходили два конкурсных этапа – 4 августа бюджетные места всех факультетов были заполнены на 80 процентов, а тремя днями позже вузы опубликовали фамилии 20 процентов остальных счастливчиков. Судя по количеству поданных заявлений и высокому проходному баллу, по-прежнему самыми престижными считаются экономические и юридические специальности. Очень востребован у нынешней абитуры факультет муниципального и государственного управления. Вчерашние школьники уже через четыре года хотят стать чиновниками и управленцами.
Хотелось бы несколько строк посвятить и учету личных достижений абитуриентов. Весь год со страниц центральной прессы и в эфире ТВ-каналов большие чины от Минобразования говорили, как важно хорошо написать итоговое сочинение и сдать нормы ГТО, которые при поступлении дадут абитуриенту дополнительные баллы. Но в конце учебного года спортивные и образовательные чиновники не договорились между собой, и нормы ГТО повисли в воздухе, оставшись неучтенными приемными комиссиями вузов. А за итоговое сочинение всем подряд, без индивидуальной оценки было начислено по 1 баллу. И это в лучшем случае! Столичные вузы, как и многие региональные, просто не приняли к сведению этот пункт индивидуальных достижений. Интересно, признают ли в этом году чиновники свою инициативу профанацией или просто объявят итоговое сочинение формальным допуском к ЕГЭ?
Ну и напоследок главное разочарование – впечатление от нынешней приемной кампании. Воспользовавшись возможностью назначать стоимость образовательных услуг, оговоренной в приказе Министерства образования и науки РФ № 1553 от 08.12.2014, ведущие вузы области задрали ценовую планку до максимума. В итоге тем, кто не прошел на заветные бюджетные места, предложено заплатить за 1 курс обучения 128-132 тысячи рублей, что в два раза выше прошлогодних расценок. Таких цен нет нигде больше за Уралом!
Кризис наглости не помеха. Иркутские вузы, видимо, считающие себя имеющими возможность конкурировать с лучшими высшими учебными заведениями Красноярска, Новосибирска, Томска, Владивостока, выставили родителям абитуриентов рекордный ценник. Испугавшись собственной коммерческой инициативы (другими словами – боясь не набрать по таким расценкам договорников), в конце июня БГУЭП и ИГУ опубликовали на своих сайтах варианты сниженной стоимости обучения, обещая высокобалльникам существенные скидки. Даже с учетом этих послаблений цены на образовательные услуги значительно подросли по сравнению с прошлым годом. В итоге набор абитуриентов по договору (с полным возмещением затрат на обучение) в иркутских вузах идет с большим скрипом. Достаточно посмотреть списки зачисляемых на коммерческой основе.
Что ж, подведем итоги: ЕГЭ по силам всем, кто в течение 11 лет в школе интересовался учебой; «профильная» математика коварна и непредсказуема; Иркутск – столица коммерческого образования; чиновникам ставим 0 баллов за индивидуальные достижения; мой ребенок – студент 1 курса ИГУ. Всем удачи в новом учебном году!