В этом году на XXI фестивале любительских театров имени Леонида Беспрозванного «Театральная осень на Байкале-2015» совпало все. Старожилы уверяют: такой комфортной, без дождей, погодой, таким теплым Байкалом Утулик театральную публику еще не баловал!
Подготовка фестиваля в сложившихся в стране и городе обстоятельствах была нелегкой, но народный театр «Чудак» под руководством режиссера Александра Говорина и с помощью Дворца культуры «Нефтехимик», управления по культуре администрации АГО и Министерства культуры и архивов Иркутской области справился со всеми трудностями.
19 августа двенадцать театров из разных регионов России приехали на фестиваль, чтобы показать свои работы, вдосталь пообщаться с единомышленниками, зарядиться энергетикой Байкала, пушистых гор, чистейшего сладкого воздуха и ледяной воды Утулика. Но, чтобы получить все это, каждый из них в качестве пропуска должен был привезти с собой... стул. Дело в том, что командовать парадом вызвался непревзойденный Остап Бендер. И естественно, не откладывая занялся поисками сокровищ.
Надо сказать, что вместе с дипломом участника фестиваля каждый коллектив 25 августа в качестве подарка повез домой новенький складной стул с логотипом «Театральной осени на Байкале-2015». Напомним, здесь нет мест, единственный конкурс фестиваля – конкурс актерских работ имени бабы Кати (заслуженной артистки России Екатерины Евгеньевны Барановой).
Рассказать обо всех фестивальных событиях на одной газетной полосе абсолютно невозможно, поэтому предлагаем вниманию читателей краткий дневник очевидца, где внимание уделено одному-двум событиям в день.
День первый. Всё началось с «Общения»
Усольчане в этом году стали первыми на фестивале по количеству театральных коллективов. На турбазу «Утулик» приехали сразу три театра из Усолья-Сибирского. И показ фестивальных работ начался с них – честь открыть «Театральную осень на Байкале-2015» выпала театру «Общение». Режиссер Марина Сизых представила спектакль «Прибайкальская кадриль» по пьесе нашего земляка Владимира Гуркина, почетного гражданина города Черемхово, больше известного как автора пьесы «Любовь и голуби».
Общее театральное шествие, в котором участвовали все приехавшие коллективы, привело всех к летней танцевальной площадке турбазы, где и проходил спекталь. В бытовой соседской неразберихе, устроенной героями постановки, разбирались потом всем фестивалем, встречаясь по два-три человека между корпусами турбазы, на спортивных площадках или берегу реки и обсуждая спектакль. Благо фестиваль только начал «раскачиваться», легендарное театральное кафе «Палатка №6» еще не работало, было время прогуляться и подумать.
День второй. Удививший
Течение фестиваля – процесс подвижный, творческий: за спокойным днем следовал насыщенный открытиями, и наоборот. 20 августа белый театральный павильон был набит до отказа – здесь собралась не только театральная публика, но и отдыхающие, чей отпускной сезон совпал с фестивальным. Причина – вечер-концерт, посвященный памяти Владимира Высоцкого. Для него театр «Экспромт» из Нижнеудинска (режиссер заслуженный работник культуры РФ Галина Каминская) привез в «Утулик» эстрадный оркестр «Джаз-версия» под управлением Владимира Наижалова.
А еще в этот день зрители увидели спектакль «Оскар» по произведению Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама», поставленный ангарским «Чудаком». Сотая роль ветерана театра Татьяны Шляпневой стала коронной и принесла ей седьмую по счету «Бабу Катю». Такой же награды удостоился и исполнитель роли Оскара – 17-летний Владислав Разумеенко, для которого это была первая большая работа в театре. Их дуэтом в спектакле можно было только любоваться. На обсуждении про Влада говорили: «внутренний драматизм красоты необыкновенной». Скромная, не выпячивающая себя режиссура позволила Александру Говорину вынести на первый план актерское существование на сцене – это дорогого стоит.
В этот же день состоялась встреча с Татьяной Шляпневой в «Палатке №6», посвященная 50-летию ее творческой деятельности на сцене «Чудака». За чашкой чая с присущими ей скромностью и талантом юбилярша рассказывала гостям о своем пути в театр, показывала отрывки из спектаклей с помощью коллег по сцене, принимала поздравления.
День третий. Памятный
«Театральная осень на Байкале» собирает «чудаков» не только из других регионов, но и из других областей искусства. В этом году фестиваль вновь посетила Юлия Лихачева, его старый друг и муза, ведущий библиотекарь научной библиотеки Новосибирского государственного университета. В «Палатке №6» она провела «Час без аплодисментов» – в рамках года столетия армянского геноцида.
Юлия Виллиевна поведала о преданности армян культуре своего народа, ее глубине и трагизме, о благородстве и интеллигентности этой нации, которые оставались неизменными даже в нечеловеческих условиях сталинских лагерей.
Вечер памяти жертв армянского геноцида 1915 года Юлия Виллиевна объединила с поминанием тех, кто был связан с «Театральной осенью на Байкале» неразрывными узами и кого с нами больше нет. Этот скорбный список растет с каждым годом: Леонид Беспрозванный, Любовь Ермолаева, Сергей Сперанский, Сергей Андрасюк, Николай Осипенко, Виталий Нарожный, Татьяна Бачина...
Помогал Юлии Лихачевой дудукист из Иркутска Мартин Казарян. Вряд ли можно было найти более удачное сопровождение для «Часа без аплодисментов», чем пение дудука – «души абрикосового дерева».
Еще третий фестивальный день запомнился мастер-классом председателя жюри Дмитрия Трубочкина, доктора искусствоведения, профессора кафедры истории зарубежного театра РУТИ-ГИТИС, профессора факультета искусств МГУ им. Ломоносова, члена Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Он рассказал режиссерам фестиваля о том, как сквозь реалии современного авангардного театра проступают признаки традиционного театра бытового психологизма.
Удивила и восхитила жюри работа детей театра «Гротеск», приехавших из поселка Усть-Ордынский труппой в тридцать человек. Они смогли достойно справиться со сложными обстоятельствами, в которых оказалась их работа по мотивам пьесы Георгия Полонского «Никто не поверит». Детская природа и театральная закалка «переиграла» не только выключение света и обрыв музыки, но и все режиссерские нагромождения Надежды Сафоновой. Тутта Карлсон, Максимилиан и Людвиг XIV из любимой детской сказки были естественны в течение всех двух с половиной часов спектакля. А исполнитель главной роли Андрей Манжинов стал обладателем специального приза жюри, равноценного «Бабе Кате», которая вручается только с 14 лет, – личной бейсболки Дмитрия Трубочкина.
День четвёртый. А-ля Чехов
Процессы, характерные для мирового театра, не могли не отразиться в его локальном воплощении на берегах реки Утулик. В частности, по произведениям самого репертуарного на сегодняшний день автора – Антона Чехова – были поставлены сразу три спектакля. И, по сложившейся на «Театральной осени» традиции, все они были сыграны в один день – 22 августа.
Театр книги «Игра слов» из города Усолье-Сибирское показал зрителям спектакль «Руководство для желающих». Главным достижением режиссера Валерия Туровца был подбор актеров. В итоге публика сначала плакала от жалости над письмом Ваньки Жукова (Ивана Потапова) «на деревню дедушке», затем – от хохота над дуэтом Виктории Савиной и Сергея Величко, разыгравших знаменитого «Медведя» и дошедших в споре до дуэли на музыкальных инструментах.
Народный театр ИРНИТУ «Предместье» показал несколько чеховских миниатюр в карнавальной стилистике. Поэтому никого не удивляло, что в «Маске» стены игрового павильона могут раздвинуться, чтобы пропустить кружащиеся в танце пары, а прямо из ширм вдруг вылезут нога, рука или голова. Иркутский Чехов уже не веселил публику, а заставлял задуматься, показывая пошлость под маской благопристойности и духовную нищету под мишурой карнавала. Жюри высоко оценило работу коллектива, которым руководит заслуженный работник культуры РФ Лариса Серикова-Киркица. Один из актеров «Предместья» – Евгений Самовол – стал победителем в конкурсе актерских работ имени бабы Кати.
Чехов народного театра «Чудак» из Ангарска уже совсем не веселил публику. Как-то так вышло, что за 61 год ангарские «чудаки» не разу не обращались к творчеству этого великого русского драматурга. Но и теперь ангарские театралы начали осваивать чеховское наследие не напрямую, а опосредованно – через пьесу британского драматурга Уильяма Бойда «Томление», который объединил и переработал рассказ «У знакомых» и повесть «Моя жизнь».
Вышедший, кстати, двумя годами раньше «Обломов. Ds: totus» тоже был поставлен не по роману Ивана Гончарова, а по пьесе Михаила Угарова. И удивительно, насколько тонко оба современных автора выделили в своих работах характерные черты российских классиков, ничуть не испортив, наоборот – обнажив для сцены мотивы, характеры, ситуации. Не подвело режиссерское чутье и руководителя «Чудака» Александра Говорина.
Как следствие, «Томление» стало одним из самых сильных фестивальных спектаклей и – для меня – самым большим открытием «Театральной осени-2015». Видимо, жюри считало так же, потому что постановка получила во время обсуждения самое большое количество комплиментов за актерские работы, музыкальное и художественное оформление, но и замечаний не меньше. Московские педагоги подошли к спектаклю с мерками, которые приложимы разве что к театру профессиональному. Владимир Путято, исполнивший роль адвоката Подгорина, был награжден очередной «Бабой Катей».
День пятый. Фургончик из Сургута
Мастер-класс давнего друга «Театральной осени» Михаила Али-Хусейна, режиссера, помощника художественного руководителя по художественно-творческим вопросам Московского театра «Современник», был нетрадиционным. Немногословный мэтр привез в качестве образца театральной работы полудокументальный фильм братьев Тавиани «Цезарь должен умереть», вышедший в 2012 году. В нем рассказывается о том, как в одной из итальянских тюрем была поставлена трагедия Уильяма Шекспира, а в качестве актеров выступили осужденные, отбывающие наказание за убийство, контрабанду наркотиков, сотрудничество с мафией. На 62-м Берлинском международном кинофестивале фильм стал обладателем главного приза – «Золотого медведя».
Главным же событием пятого дня фестиваля стал спектакль, приехавший аж из Тюменской области – самой дальней географической точки нынешней «Театральной осени». Супруги-режиссеры Ольга Сомова и Юрий Гноевых прибыли из поселка Солнечный на собственном автомобиле, прихватив с собой детей и беременную собаку. Пикантная, но радостная подробность: их китайская хохлатая не дождалась окончания фестиваля и принесла щенков прямо во время «Театральной осени». Хозяева пообещали дать собачьим ребятишкам «байкальские» имена.
С «чудаками» Ольга и Юрий познакомились на фестивале «Театральные встречи в Югре» в ноябре прошлого года, где наш театр тоже был самым дальним гостем и, согласно зрительскому голосованию, спектакль «Двадцать минут с ангелом» в постановке Леонида Беспрозванного вошел в тройку лучших работ. Тогда и решили нанести ответный визит. Но ни детская, ни взрослая труппа народного театра «Пилигрим» по разным причинам оказались не готовы к такому дальнему путешествию.
Спектакль «33 счастья» по пьесе Олега Богаева они выбрали специально для фестиваля, на его постановку хватило пары месяцев. Ученик драматурга Николая Коляды насытил современную версию «Сказки о Золотой рыбке» массой чернушных примет нынешнего быта. Пьесу пришлось как следует выпотрошить, чтобы можно было сделать хороший спектакль. С абсурдными происшествиями, искренними слезами и катастрофическими эмоциональными перепадами, но спектакль получился на редкость запоминающимся! А Ольга Сомова за роль Старухи получила приз «Бабы Кати».
День шестой. Разлучный
Вершиной фестивальных событий стал спектакль «Без него» Омского городского драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой. Театр вырос из любительского коллектива, много лет его руководитель Любовь Ермолаева дружила с Леонидом Беспрозванным. Его представителем на «Театральной осени» в качестве члена жюри не первый раз является руководитель литературно-драматической части театра Светлана Трифонова.
Этот музыкально-поэтический диалог автора проекта Алены Устиновой и молодой актрисы театра Валентины Безверхой стал примером того, как можно и нужно делать поэтические спектакли, чтобы не было мучительно больно ни за артистов, ни за поэтов, к творчеству которых они прикасаются. В основе постановки – стихи омских авторов, переплетающиеся с бардовскими песнями о любви – счастливой или обреченной, первой или нежданной – и ее отсутствии. Плюс потрясающее двухголосое исполнение под гитару.
И пусть это была не Марина Цветаева – великолепно подобранные стихи отражали все оттенки влюбленной женской души. Они мгновенно нашли отклик в каждой из зрительниц, собравшихся в тесном пространстве игровой комнаты, где проходил спектакль. Да и для мужчин не прошли бесследно.
К закрытию театры подошли в приподнятом настроении. Традиционный капустник, завершивший «Театральную осень на Байкале», помог раскрыться даже тем актерам, которым это не удалось во время показа фестивальных работ. После него, как бы ни хотелось, процесс завершения фестиваля было уже не остановить.
Фейерверк на берегу реки, костер, искры от которого поднимались до вершин немаленьких утуликских кедров и берез, прощальный ужин с настоящей бурятской ухой – произведением одного из старожилов «Чудака» Сергея Метелкина. И уже на следующее утро театры начали покидать гостеприимный Утулик, чтобы через год снова съехаться на этот праздник души, погрузиться в атмосферу творческого единения и содружества, которую дарит фестиваль «Театральная осень на Байкале» имени Леонида Беспрозванного.