Итак, закончился одиннадцатый театральный фестиваль-лаборатория «Сибирская рампа-2010», собравший своих почитателей 22 июля – 2 августа в международном летнем театральном центре «Ольхон-2010». Этот сезон стал для театралов особенным – он был посвящен памяти великого педагога, актера и режиссера народного артиста России Юрия Авшарова, который много лет курировал МЛТЦ. 30 июля на фестивальной сцене, во дворе детского сада «Гномик» в поселке Хужир, прошел вечер воспоминаний, на котором люди, хорошо знавшие Юрия Михайловича, рассказали новичкам фестиваля, каким замечательным человеком и преподавателем он был. Хотя уже тот факт, что театральный центр работает вопреки всем кризисам, означает, что его дело продолжает развиваться.
Новинки сезона-2010
Передать словами ощущение уникальной атмосферы, необыкновенной театральной энергетики, царящей на острове во время фестиваля, невозможно. Ее создание – процесс трудоемкий. Подготовка к проведению «Сибирской рампы-2010» началась еще зимой в закулисье театра «Факел», и руководил ею создатель и бессменный организатор фестиваля, заслуженный работник культуры РФ Александр Кононов. Бесчисленные заявки на участие стали слетаться в Ангарск с первыми весенними птицами. В итоге свои спектакли на «Ольхоне-2010» показали 26 театров. Приехать смогли не все, кто хотел, в том числе не удалось побывать здесь коллективам из Италии и Германии – экономический кризис и природные катаклизмы в Европе разыгрались не на шутку. Многие привезли на чудо-остров не по одному спектаклю, сделав заявки и на детский, и на взрослый сезон. Возраст театралов варьировался от детсадовского до глубоко пенсионного. Вячеславу Дробышеву, самому старшему участнику «Сибирской рампы-2010», исполнилось 70 лет, он приехал из Костромской области с народным драматическим театром Дворца культуры железнодорожников станции Буй. Самых маленьких театралов привез на Ольхон Николай Щербаков, режиссер театра «Канителька» ангарской гимназии №8. Он поставил инсценировку «Лягушачьи фантазии» с помощью ребят из старшей группы детского сада при гимназии и их родителей. Репетиции этого театра с громким кваканьем, кряканьем и лозунгами мокриц, вошедшими в число золотых изречений фестиваля, доставили зрителям не меньше удовольствия, чем сам спектакль. То, что взаимная творческая подпитка коллег по цеху сопровождается напряженной театральной работой, узнали юные актеры из театра «Чуфело» Дворца творчества детей и молодежи (руководитель – Любовь Багрийчук), приехавшие на фестиваль в первый раз. Народный театр «Факел» ДК «Современник» привез сюда три спектакля, как и образцовый театр «Родничок» Тагира Хамитова при ДТДиМ. По установившейся традиции, ангарский театральный десант был самым многочисленным. Тема одиннадцатого фестиваля «Что стоит за текстом?» – основополагающая для такого направления искусства, как театр. Она очень актуальна, ведь многие российские профессиональные театры сегодня делают ставку не на актера, а на визуальный эффект, уподобляясь кинематографу. Театр перестает брать зрителя человеком, а «эффектные» нововведения уничтожают русские текстовые театральные традиции.
Детские игры
Тема работы МЛТЦ была одинаково значимой для детского и взрослого этапов «Сибирской рампы-2010». Один из педагогов, приглашенных участвовать в сезоне детских театров и театров кукол, доцент кафедры сценической пластики РАТИ, актер и режиссер Олег Волынцев удивлялся, как легко дети приняли условия игры и справлялись с предложенной им непростой ситуацией фестивального быта и учебы. Кроме мастер-классов по сцендвижению с Олегом Анатольевичем, открывавшим артистам неизведанные возможности тела, ребята выполняли упражнения под руководством старшего преподавателя кафедры режиссуры РАТИ Татьяны Тарасовой. Татьяна Александровна работала над актерским восприятием, выходя через него на поступок, на импровизацию, провоцируя артистов на истинное взаимодействие, а не обозначение его через текст. При этом большинство серьезных упражнений со стороны напоминали веселую игру: как непросто быть «червячком, ползущим по дереву», уяснили на собственном примере как «червячки», так и те, кому досталась роль «несговорчивого» дерева. Оживлять планшетных кукол обучал всех желающих бессменный педагог фестиваля – главный специалист по любительским театрам областного центра народного творчества и досуга Иркутска Валерий Кирюнин. По его словам, все тренинги были направлены на то, чтобы подвести актера к возникающему изнутри слову, которое должно быть произнесено только после того, как станет по-настоящему необходимым для выражения требующего выхода смысла.
Театральные дети педагогам, как всегда, понравились. «Дети, занимающиеся на любительской сцене, все связаны одним – любовью к театру, – говорит Олег Волынцев. – Главное, что они не фальшивые, искренние, непосредственные, даже если у них не всё получается». Получалось действительно не все, но ответственность за это в большей степени ложилась на плечи режиссеров. О том, что требовало доработки или переработки, преподаватели сообщали руководителям театров на ежедневных обсуждениях просмотренных накануне спектаклей. И эти занятия были самыми желанными для режиссеров: кто, к примеру, в селе Сухая, состоящем из 70 дворов, где под руководством Светланы Сидоркиной возник театр «Лукоморье», расскажет о недостатках спектакля, не забыв отметить его достоинства?
Среди любопытных работ, показанных на детском сезоне, можно назвать притчу «Маугли» театра-студии «Глобус» из Боготола, которую ребята играли в сумеречном лесу и для которой в качестве реквизита использовали коровьи черепа, блестяще вписавшиеся в естественные декорации. Денис Юрченко, исполнитель заглавной роли, с явным удовольствием возился в песке и хвое вместе с «волчатами», и верилось, что мальчик живет здесь почти с рождения – ведь его полуголое тело, казалось, совсем не страдает от холода. (Кстати, за эту роль ему достался специальный диплом «Театральный Гаврош».) Спектакль «Чудо чудное» по мотивам русских бытовых сказок театра-студии «Родничок» занял второе место, а ангарские артисты Анна Гультяева, Константин Баргатин и Илья Бабешко получили награды «за яркое воплощение образа» персонажей. Впервые стал свидетелем сказочной действительности фестиваля театр читинского детского дома «Родник», приехавший с музыкальной сказкой «Жила-была сыроежка». «Записки выдающегося двоечника» «Детей» из Красноярска активно пробичевали картонную действительность нашей школы, большую роль в этом процессе сыграла сценография, названная жюри лучшей. Самое большое количество наград насобирал спектакль «Сказки цветущей сакуры» школы-студии при народном театре «ВокзалЪ» из Читы, поставленный по мотивам японских сказок. Зрителям он понравился гораздо больше, чем настоящий японский спектакль, который завсегдатаи фестиваля видели в прошлом году: ведь здесь к иноземной экзотике добавилась изрядная доля русского юмора. Работа получила диплом лауреата первой степени и приз зрительских симпатий, Александр Иванив и Светлана Безруких отмечены за лучшую мужскую и женскую роль, а их педагогу-режиссеру Елене Домашенкиной был вручен диплом за лучшую педагогическую работу.
Не только для взрослых
Несмотря на то, что фестиваль – дело круглосуточное, он проходил слишком быстро и казался одним большим днем. Сезон любительских и независимых театров, называемый для краткости «взрослым», открылся 26 июля у той же знаменитой одинокой лиственницы на мысе Бурхан. И если на открытии детского сезона театр «Родничок» устроил для всех участников конфетный дождь, здесь в игру вступил настоящий. Отличительным знаком этого сезона стало обилие инсценировок: от подборки рассказов Антона Чехова, Ярослава Гашека или Светланы Алексиевич до обращения к изначально недраматическим произведениям: «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери или «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя, «Гранатовому браслету» Александра Куприна или «Момо» Михаэля Энде. Несмотря на качественную литературу, не все постановки случились – произошло это или нет, выяснялось на обсуждениях, где детального разбора не избежал ни один спектакль. Занятия с режиссерами и актерами вели вице-президент ассоциации любительских театров России, президент ассоциации студенческих театров России профессор РАТИ Михаил Чумаченко и доцент кафедры сценической пластики РАТИ Олег Снопков. Этот преподавательский дуэт в течение всего сезона играл свой шутейный спектакль, разбавляя серьезные разговоры и улучшая тем самым усвоение необходимого материала. Тему «Что стоит за текстом?» разбирали на примере чеховского «Дяди Вани», начав занятия по тексту драмы с азов режиссерско-актерской грамотности. Лекция незаметно перетекала в тренинг на восприятие, в показ этюдов по пьесе и обратно.
Среди «взрослых» спектаклей нашлось место для пародийной сказки – ее привез из Челябинска Сергей Шумин, прошедший когда-то в Ангарске кононовскую школу и возглавляющий школьный театр-студию «Талант». Комедия положений «Шикарная свадьба» Робина Хоудона, показанная театром «Экспромт» из Нижнеудинска, отчаянно развеселила зрителей, перекормленных к тому моменту классикой.
Несколько театров удивили непривычными постановками. Например, омская «Карусель» Натальи Козловской, почти постоянная участница ольхонского фестиваля, показала «Страшную месть» Гоголя, используя недюжинные пластические и вокальные данные своих актеров, приправив спектакль «яблочной» символикой. Для представления было выбрано жутковатое место – то ли заброшенный хлев, то ли гараж почти без крыши и с широкими проемами вместо дверей, в которые был виден сумеречный Байкал. Результат – лауреатский диплом третьей степени. К числу загадочных относится работа кемеровского театра «Карман» Кузбасского государственного технического университета под названием «Ты и я». Тема любви и радостного принятия жизни, воплощенная в пластике с элементами виртуального театра, была принята публикой с бурным восторгом. Спектакль получил Гран-при и стал лучшим завершением фестиваля.
В год 65-летия Победы в программе фестиваля не могло не быть спектаклей на военную тему. Хотя, как отметил Михаил Чумаченко, литература и драматургия о войне по большей части фальшивы. Может быть, поэтому из трех работ на эту тему жюри выделило основывающуюся на искренней книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Спектакль «Моя война» молодежного театра-студии «Галерка» из Екатеринбурга, в котором в качестве нового приема использовалось невыразительное чтение текста писем из прошлого, стал лауреатом фестиваля первой степени. На второе место жюри поставило ангарский «Факел» с его «Утренней жертвой», раскрывающей тайны государственного устройства. Актер этого театра Николай Коваль, выступивший в моноспектакле «Записки сумасшедшего», стал исполнителем лучшей мужской роли.
Не все были согласны с мнением жюри. Но уникальность ольхонского фестиваля состоит в том, что проиграть здесь невозможно. У всех участников была возможность учиться любимому делу в течение этих 12 дней. Как сказал профессор РАТИ Михаил Чумаченко, «фестиваль стал соединением звезд: он цепляет поразительно добрых, талантливых людей. Это может не отражаться на его внутренних итогах – здесь все-таки лаборатория. Здесь не боятся показывать незаконченные работы, учебные спектакли, которые только-только рождаются. Фестиваль, с одной стороны, помогает жить людям, которые не собираются связывать свою жизнь с театром, а с другой – многие люди, которые рвутся в театр и находятся бог знает на каком расстоянии от Москвы, начинают свой путь в профессию отсюда. Ольхон важен как стартовая площадка для таких ребят. И не надо забывать, что это заслуга Александра Кононова: фестиваль не может возникнуть на пустом месте, за ним всегда стоит человек».