Новый творческий сезон город встретил с новым начальником управления по культуре администрации Ангарского городского округа. С обретением нашей территорией другого административного статуса и приходом новой команды управленцев ангарскую культуру возглавил Андрей Трусов, человек в этой сфере далеко не случайный. Сегодня он расскажет о своей жизни до судьбоносного назначения и планах на ближайшее будущее. Итак, знакомьтесь!
– Андрей Геннадьевич, с чего начался ваш путь по культурной стезе?
– В 1980 году пришел заниматься в театр, который через некоторое время стал «Алыми парусами», – руководила им бесконечно уважаемая мной Татьяна Черепанова. Помню, как на конкурсной основе выбирали коллективу название – бумажки с предложениями собирали в ящик, потом защищали каждый свое. Всем понравились «Алые паруса», предложенные Викой Фроловой, которая работала потом во Дворце культуры «Современник», – они отвечали романтической направленности театра: «Паруса цвета глубокой радости». До этого тоже были попытки приобщиться к культуре. Осилил пару занятий в хоре мальчиков того же «Современника», была попытка пойти в театр кукол, где занималась старшая сестра, но остановился я на драматической студии.
– Как вы стали руководителем народного театра «Алые паруса»?
– Когда Татьяна Михайловна стала художественным руководителем ДК, театр возглавил Сергей Шумин, потом «Алые паруса» взяла Татьяна Ударцева, после мы остались без руководителя. Пересекались с «Факелом» – коллективом своеобразным, монолитным, обличающим – в результате кто-то из актеров перешел к Александру Кононову. Чтобы сохранить лицо романтического, возвышенного театра, директор дворца Валентин Головачев предложил мне попробовать себя в качестве режиссера – восстановить старый или поставить новый спектакль. Сейчас я понимаю, насколько непрофессиональным был этот эксперимент. Мы занялись комедией положений Эдмона Ростана «Романтики». Повезли ее на фестиваль «Сибирская рампа» на Ольхоне – и были раскритикованы московскими экспертами в пух и прах. Зато привезли приз симпатий детского жюри.
– В роли режиссера вы чувствовали себя свободно?
– Коллектив принял меня лояльно, хотя были, конечно, моменты «притирки». В то время я уже был выпускником Иркутского кинотехникума (сейчас он является филиалом ВГИКа) и окончил Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусства как менеджер социально-культурной сферы. Техникой организации культурного досуга мы там занимались плотно, так что некий обобщенный опыт у меня имелся. Может быть, не режиссера, но постановщика. Я и сейчас не считаю себя настоящим режиссером, хотя за 13 лет, в течение которых я руководил «Алыми парусами», у нас было несколько очень, на мой взгляд, удачных работ: «Старомодные чудеса», «Как Баба-Яга дочек замуж отдавала», «Ангелы», «Рубашка Бланш».
– Помогал ли вам театральный опыт в жизни?
– Навыки, полученные на сцене, выручают меня всю жизнь. Я еще был активистом комсомола – и постоянно участвовал во всевозможных мероприятиях по этой линии. Учиться, служить в армии, работать, имея театральный опыт, намного проще – к тебе совершенно другое отношение. Приходилось быть Бабой-Ягой и Дедом Морозом, киномехаником в солдатском клубе и Доме офицеров. Кстати, именно в армии пришло понимание того, что сказка в нашей жизни незаменима - может быть, поэтому, будучи режиссером, предпочитал именно этот жанр.
– Есть ли у вас ученики, которые пошли по стопам своего наставника?
– Могу гордиться двумя выпускниками «Алых парусов», двумя своими Никитами, которые выбрали для себя профессиональную сцену. Никита Щепакин закончил Высшее театральное училище имени Михаила Щепкина при Государственном академическом Малом театре – старейшее театральное учебное заведение в России. Никита Белых – студент третьего курса актерского факультета РАТИ/ГИТИС.
– Став руководителем художественно-эстетического отдела гимназии №1, вы снова занялись театром.
– Я тогда услышал прекрасные для любого театрала слова от директора гимназии Людмилы Раевской: «У нас нет театра, а мы хотели бы театр». Так в Ангарске появился еще один школьный театральный коллектив – «Гимназисты». Дети шли сюда валом. Я возглавлял художественно-эстетическое отделение гимназии всего два года, за это время мы успели поставить спектакль «Кот наоборот». Кроме того, мне нужно было заниматься хореографическими, вокальными, музыкальными коллективами, составлять сценарии праздников. Когда пришел в гимназию, было ощущение, что работал там сто лет. В этой атмосфере творчества и взаимного уважения чужаком себя почувствовать невозможно. Создание творческой ауры в коллективе - дело не пары лет, а всей жизни. Когда на Ангарск, как эпидемия, обрушилось сокращение эстетических отделений в образовательных учреждениях, гимназию №1 Людмила Владимировна отстояла, все многолетние культурные традиции были сохранены. Кстати, Никита Белых – тоже выпускник гимназии №1. Многие школы сейчас страдают от отсутствия эстетики, но при этом выживают из своей среды творческих людей. Сегодня эстетические отделения законодательно в школы возвращаются, но пройдут годы, пока они смогут создать у себя подобную атмосферу.
– Из гимназии вы перешли в управление по культуре.
– На освободившуюся должность начальника управления по культуре меня рекомендовала директор гимназии Людмила Раевская. Правда, потом, когда я успешно прошел собеседование, не удержалась: «Как же я могла! Своими руками отдала!» Но я нашел на свое место достойного специалиста.
– Какие, на ваш взгляд, проблемы ангарской культуры необходимо сегодня решать?
– Не могу не отметить некую разобщенность среди наших культурных деятелей. Амбиции мешают им понять, что сохранить то, что было наработано в течение многих лет, можно только вместе. Необходимо и обновление, развитие, но здесь главное – не переборщить, не навредить. Потенциал у нашей творческой интеллигенции огромный. Очень хотелось бы сделать культурное пространство города единым. И еще – хотелось бы заниматься культурой, а не попсой, процент которой, по правде говоря, довольно высок. Но это беда не одного Ангарска, а всей России. Моя сверхзадача – сделать Ангарск территорией культуры.
Беседовала Олеся Павлюченко