Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Когда две недели назад в редакцию нашей газеты поступило открытое обращение от выпускников 1974 года школы №20, мы искренне надеялись, что описанную в нем ситуацию удастся решить мирным путем и до публикации этой статьи дело не дойдет. Хотелось верить, что конфликту не дадут разгореться и выплеснуться за стены школы. Уж больно чудовищно выглядела ситуация: основателя школьного музея боевой славы, отличника народного просвещения, педагога высшей категории Клару Лысенко, известную в городе как настоящий патриот, досконально знающую и берегущую память о событиях и людях Великой Отечественной войны, лишили самого главного в ее жизни – ее музея. Она больше не может и не хочет быть в школе, в которой проработала полвека. Почему? Мы постарались разобраться в этом, выслушав все стороны этого конфликта.
Один в поле воин?
Далеко не все в Ангарске знают, что кроме Музея Победы в нашем городе существуют и другие музейные экспозиции боевой славы героев Второй мировой. В большинстве случаев они существуют в школах как музейные комнаты и обычно носят имя определенных участников Великой Отечественной и посвящены памяти конкретных военных событий. В музее школы №20 представлены экспозиции всех главных сражений войны 1941-1945 годов. Начало музею в «двадцатке» было положено еще в 1968 году, когда учитель истории Клара Лысенко организовала творческое объединение «Следопыт». В 70-е годы она вместе с ребятами ездила на запад страны по местам былых сражений и музеям Подмосковья, Сталинграда, прорыва блокады Ленинграда, Бреста, Волгограда, Прибалтики, бывших концлагерей Саласпилса, Каунаса. Эти походы были совершены совместно с прославленными участниками войны, нашими земляками, такими как дважды Герой Советского Союза А.П. Белобородов; командир 108 стрелковой дивизии генерал И.И. Биричев; ветераны Ленинграда – участники боев на Невском плацдарме М.В. Закусилов и Н.П. Ежов. В родную школу юные следопыты возвращались не только полные впечатлений от увиденного и услышанного, но и с ценнейшим багажом собранных военных раритетов: каски, гильзы, разорвавшиеся снаряды, крышка от котелка с надписью «Гайдук», саперные лопаты, гранаты и многое другое… Все, что находили на полях сражений, бережно подписывали и помещали на витрины. В своих фондах школьный музей имеет документальные реликвии – письмо классного руководителя Ульяны Громовой, члена штаба подпольной организации «Молодая гвардия», книгу Е.Н. Кошевой «Повесть о сыне» с дарственной надписью, хлеб блокадного Ленинграда, фронтовые письма. На протяжении 45 лет эта музейная сокровищница была бережно хранима основателем экспозиции Кларой Лысенко, пережила лихолетье 90-х, выстояла в коммерческие нулевые. И вот три года назад музейный руководитель начала бить тревогу: «Экспозиция сильно обветшала и требует обновления! Нужны новые стенды, ремонт в музейной комнате!» Письма с просьбой помочь в реконструкции школьного музея полетели во все инстанции. Необходимые средства нашлись только накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проведение ремонта совпало с победой музея в муниципальном, а затем и в областном конкурсе школьных музеев. А в начале сентября пришло письмо от бывших учеников Клары Лысенко, в котором говорилось, что экспозиция, созданная их руками, безжалостно уничтожается, а саму Клару Алексеевну не пускают в созданный ею музей.
Вот отрывок из этого обращения: «Все мы глубоко возмущены поступком нынешнего директора школы №20 Наны Султановны Ивановой, приказавшей завучу Наталье Валерьевне Дубровиной уничтожить и выбросить диораму «Штурм Сапун-горы в Севастополе», созданную нашими руками, как устаревшую и непрезентабельную. Над диорамой мы трудились год и вели переписку с участниками боев за Сапун-гору. Мы гордились нашим созданием, а ученики школы с интересом изучали ход боя за Сапун-гору. Затем мы узнаем, что исчезло картинное изображение фрагмента стены руин на Мамаевом кургане, которое освещало кровавые, страшные события в военном Сталинграде. Нет теперь изображения «Скорбящей матери». Считаем подобные действия циничными. Данный поступок можно назвать вандализмом, а действия – антипедагогичными. Не является ли это созданием условий для воспитания «Иванов не помнящих родства», не уважающих историю своей Родины, память о павших во время Великой Отечественной войны? Еще более ужасно обошлись с нашим педагогом-наставником Кларой Алексеевной, которая летом этого года, когда в музее проводился монтаж новых стендов, не имела доступа в музей и фактически была отстранена от работы по обновлению музейной комнаты...»
Это письмо подписали восемь выпускников школы, которые требовали донести до общественности ситуацию в «двадцатке».
В личной беседе Клара Алексеевна подтвердила все описанное своими учениками, сказав, что считает себя изгнанной из школы, что чувствует себя оскорбленной и больше не сможет работать в музее из-за категоричной позиции администрации образовательного учреждения. «Я знала, что этот год будет особенным для меня – страна отмечает 70-летие Победы, – говорит Клара Алексеевна. – Я также отметила и личный юбилей – 80-летие. Так радовалась, что музею дали деньги на ремонт и новые стенды. И вот теперь осталась не у дел – не нужна стала школе, ремонт прошел без меня, в результате часть детских работ оказалась на помойке. Сейчас в музее создается парадная экспозиция – все красиво, современно, но без той же диорамы, над которой с усердием трудились ученики, коллекция потеряла в содержании».
Суть конфликта не только в демонтаже диорамы. По словам Клары Алексеевны, при обсуждении идей для оформления обновленного музея руководство школы не приняло к сведению ее замечания. «Видимо, меня тоже посчитали устаревшей и несовременной, – говорит педагог. – Я в итоге махнула рукой – делайте что хотите, раз мое мнение никого здесь не интересует! Это было в июне. А когда в июле я пришла в школу, чтобы посмотреть, как идет реконструкция, меня просто не пустили в музей, назвав какую-то странную причину. На время ремонта все личные и музейные вещи находились в другом классе, и попасть я туда не смогла. 50 лет я провела в этих стенах, 50 лет считала школу своим вторым домом и вот оказалась за его порогом. Большего оскорбления я и представить себе не могу».
Можно ли быть бойцом в 80 лет? Как показывает настрой Клары Лысенко, можно. Только сумеет ли она жить без своего музея? Уже сейчас ее психологическое состояние со стороны воспринимается как удручающее. «Я не собиралась работать в школе вечно! – признается она. – В последний год готовила себе преемника, надеялась постепенно передать все записи, фотографии, экспонаты. Я думала, что смогу потом приходить в музей в качестве хранителя или просто гостя на мероприятия. Но за последние месяцы столько всего лишнего было сказано и сделано...»
Выпускники намерены не только предать дело широкой огласке, но и поднять на защиту заслуженного педагога ветеранов войны, общественников. «Если надо – к областной власти обратимся! – передали они нам через Клару Алексеевну.
«80-летний педагог спекулирует своим статусом основателя музея»
В школе тоже с большими эмоциями переживают конфликт с основателем музея. Директор образовательного учреждения Нана Иванова встретила нас фразой: «Я эту войну не начинала и не желаю в ней участвовать! Хочу сразу сказать, что большинство обвинений в письме выпускников и словах Лысенко не соответствует действительности. Во-первых, никто ее из школы не выгонял. Да и не вправе мы этого делать – с 2010 года Клара Алексеевна работает в музее в качестве педагога дополнительного образования от Дворца творчества детей и молодежи. У нее есть свой ключ от музейной комнаты. Единственный раз, когда она не смогла пройти в музей, объясним объективными причинами: в июле в школе проводились электромонтажные работы, и персоналу учреждения опасно было присутствовать при этом. В настоящее время Клара Алексеевна ни у нас не появляется, ни во Дворце творчества. Со школой, с нашими сотрудниками на контакт она не идет, отвергает любые предложения. Она вообще очень сложный по характеру человек. Договориться с ней удается немногим!»
Администрации образовательного учреждения это точно не удалось. История конфликта школы с 80-летним педагогом занимает пять печатных страниц – это и есть ответ на наш запрос о разъяснении ситуации. Да, глупо было рассчитывать, что основателя музея навестят представители школы, попытаются договориться, достигнуть компромисса... Почти в каждой строчке письменного ответа проскальзывают жесткие нотки: «Воспитательно-патриотическая деятельность происходит при непосредственном руководстве заместителя директора по УВР Дубровиной Н.В., а также при участии других педагогов, поэтому заявления в духе «музей Клары Алексеевны» считаем неправомочными и оскорбительными по отношению ко всему педагогическому коллективу МБОУ «СОШ №20»; в мае этого года при обсуждении вопросов, связанных с оформлением экспозиции, «...Лысенко стала высказывать неудовлетворенность буквально всем, вела себя неадекватно, агрессивно, кричала, в адрес школы сыпала упреками, обвиняла в том, что все действуют против нее». И как итог устное заключение: «Клара Алексеевна спекулирует своим статусом основателя музея»!
Вот так сильно сказано. Возразить сложно, но можно. Да, формально музейный фонд, который насчитывает более 500 экземпляров, принадлежит школе, а не лично Кларе Алексеевне. Но ведь основатель Музея Победы Иван Пурас тоже никогда не был единоличным владельцем богатейшей коллекции военных экспонатов. Однако даже сейчас, спустя годы после его ухода из жизни, каждый в Ангарске знает, где находится «музей Пураса», давно ставший гордостью и достоянием города, рожденного Победой. Можно ли спекулировать статусом основателя музея? Обычно у такого человека самые полные права на все прошлые и настоящие заслуги музея. Даже если речь идет о школьном музее. Директоров и завучей у школы уже было и еще будет немало, а имя человека, создавшего военную музейную экспозицию, всегда будет одно. И этого не изменит даже разгоревшийся конфликт.
«Когда осенью 2012 года я пришла в школу на должность директора, Клара Алексеевна сразу обратилась ко мне с просьбой изыскать средства на ремонт музея, – говорит Нана Султановна. – На тот момент у образовательного учреждения были другие первоочередные задачи, в частности создание комфортных и безопасных условий для учащихся (текущий ремонт, приобретение учебного оборудования, исполнение предписаний надзорных органов по противопожарной и санитарной безопасности). Я отметила, что бюджетное финансирование на ремонт музея можно будет заявлять в 2014-2015 году в канун юбилея Победы. Лысенко в категорическом тоне высказала негативное отношение к моим словам. Она стала писать письма и ходатайства в разные инстанции, в том числе от моего имени и без моего ведома в адрес губернатора. Параллельно с этим разобрала экспозицию и провела небольшой ремонт в музейной комнате на средства родителей учащихся. После этого она не возобновила выставочную экспозицию, ссылаясь на необходимость замены старых стендов на новые. В итоге музей не функционировал в полной мере с 2012 года, работа с учениками в музейном классе не проводилась. Средства на проведение реконструкции были выделены только в этом году – всего 380 тысяч из бюджета Ангарска и спонсорского транша АНХК. На эти деньги в помещении музея был установлен подвесной потолок, новые входные двери, произведен настил линолеума. Летом в ходе совместной работы с художниками музей преобразился – претворен в жизнь проект по оформлению новой музейной экспозиции. Установлены новые стенды, старая диорама заменена на новую, выполненную в фотопечати».
Да, все замечательно, не хватает только самого главного – собирателя и хранителя коллекции.
На вопрос, кто же будет заниматься заполнением и ведением музейной экспозиции в отсутствие Клары Алексеевны, ответ у Наны Султановны готов: «Мною издан приказ, согласно которому каждый класс оформит по одной экспозиции, составит тематические лекции, продолжит исследовательскую деятельность. В новом учебном году, я уверена, успешно завершится детско-взрослый социальный проект по исследованию истории самого музея, который реализуют учащиеся 2«б» класса во главе с педагогом Капустиной Л.Н.».
Человек важнее экспонатов
«Я осведомлена о конфликте нашего педагога Клары Лысенко с руководством школы №20, – рассказала директор Дворца творчества детей и молодежи Ольга Сенюкова. – Печально, что все сложилось именно так, что основатель музея и администрация образовательного учреждения не пришли к единому мнению в решении вопроса ремонта и оформления музейной экспозиции. Принцип пошел на принцип, каждый остался при своем мнении, в итоге проиграли все; опытнейший педагог, фанат своего дела, остался без музея, а музей – без человека, который знает истинную цену каждому экспонату, историю реликвий, имена и судьбы героев, связанных с ними.
Как директор муниципального творческого учреждения, я знаю, как иной раз непросто работать с пожилыми людьми, учитывать их интересы, особенности характера. Но, с другой стороны, часто так бывает, что именно люди со сложными характерами и обладают той твердостью, упертостью, пробивной силой, которая позволяет им добиваться успехов в своем деле. Создать и сохранить музей в течение десятилетий – на это способен не каждый. Это тоже своего рода подвиг во имя памяти героических предков. Клара Алексеевна всегда воевала за свой музей. Она и сейчас как на войне, только силы уже не те и возраст солидный. Но она, без сомнения, заслужила иных проводов на пенсию, достойна уважения со стороны коллектива школы, в которой проработала всю жизнь. Просто кому-то надо было приложить душевные усилия для этого, проявить человечность, поняв, что личность, создавшая уникальный музей, ценнее ее детища. Пресловутый человеческий фактор, когда в нужный момент не нашлось нужных слов и понимания... Несколько дней назад Клара Алексеевна написала заявление об увольнении. Сказала, что в школу не вернется».
• • •
Те, кто был в школьном музее на экскурсиях, которые вела сама Клара Лысенко, навсегда запомнили ее необыкновенные рассказы о поездках ребят-поисковиков по местам сражений: «В 1978 году к 35-летию прорыва блокады Ленинграда следопыты нашей школы прошли по героической, израненной земле Невского плацдарма. Группу сопровождали ветераны из города Ленинграда, которые были участниками прорыва блокады. Этот маленький отрезок обугленной, вздыбленной земли протяженностью по фронту всего три километра и глубиной до двух километров принял на себя столько артиллерийского и минометного огня, столько бомбовых ударов врага, что получил у защитников Ленинграда выразительное имя – «поле смерти». Именно ему, этому небольшому отрезку русской земли, суждено было в годы блокады стать своеобразным щитом Ленинграда. Даже спустя много лет после окончания войны земля здесь была черна, встречалось много костных останков: как ни прискорбно, но после войны убитые не были преданы земле и истлели на ее поверхности. Все, что мы подняли с того места и привезли в музей, под стекло, теперь храним как алмаз! Земля «Невского пятачка» – святая земля. Здесь танки и камни горели, и со стоном в оглохшее небо огнем извергалась земля… Триста суток без малого жил пятачок над Невою и своей окровавленной грудью родной Ленинград заслонял...»
Записав это на диктофон, собрав воедино все рассказы Клары Алексеевны, можно было бы навсегда сохранить бесценный материал для деятельности музея. И неважно, как это называется – детско-взрослый социальный проект или просто память потомков. К сожалению, теперь в наследство будущим поколениям останется и горькая обида педагога.