Новый учебный год Министерство образования Иркутской области объявило Годом школьных театров. И как будто приоткрылась страница в старое доброе прошлое, когда под флагом министерства просвещения образование и культура шли в дружной связке, плечом к плечу.
Выступление нового министра образования Приангарья Елены Осиповой на конференции педагогических работников открыло глаза работников образования на уже несколько лет как забытую истину. Оказывается, «обучение детей театральному искусству – одно из действенных средств воспитания школьников через слово, движение, голос, отношение к окружающему миру, творческую деятельность в коллективе. Результат — формирование действительно культурного человека, любящего свое отечество».
Бурная деятельность на этой благодатной, но порядком разоренной ниве уже началась. Планируется развитие программы дополнительного образования детей с учетом интересов современных школьников. Министерство рапортует: к 2018 году допобразованием будет охвачено не менее 71 процента детей от 5 до 18 лет. Правда, для этого необходимо сначала перевести школьников на обучение в одну смену. Но высвобождение послеобеденного времени при постоянно растущем количестве обучающихся создаст в небольших ангарских школах новые проблемы.
Невольно напрашивается вопрос: а кто семь лет назад подчистую разогнал в школах дополнительное образование в целях «оптимизации» процесса обучения? Из десятка эстетических отделений ангарских школ сохранились только те, которые директора сумели отстоять – в гимназиях №1 и №8. То же самое министерство не сумело тогда найти выгоды в содержании театральных студий, хореографических и вокальных кружков. Теперь займемся возвращением забытого старого?
О том, какие проблемы встанут перед организаторами Года школьных театров, если этим будут заниматься всерьез, а не для «галочки», мы поговорили с Александром Говориным, руководителем самого старшего школьного театра Ангарска – образцового театра «Росток», который чудом сумел выстоять в «чистке» 2008 года. В следующем году «Ростку», который базируется в подвале школы №4, исполнится 30 лет.
– Тогда к школьным театрам, да и к театру вообще было совсем другое отношение. Начинали мы в ДК «Строитель», но оказались без помещения, и тогдашний директор школы №4 Виктор Выборов предложил нам освоить бывший тир в подвале. Полтора года копали землю, расширяли помещения, сделали сцену, амфитеатр, репетиционную комнату, гардеробную, даже отдельный выход на улицу. Происходило это с благословения не только школьной администрации, но и гороно. Тир превращали в театр одной большой командой, сообща с директором и завучами. Надо сказать, что администрация школы в 1993 году тогда была самостоятельней, чем сегодня, могла распоряжаться деньгами с учетом интересов школы, как она их понимала. Для сравнения: на переоборудование подвала ушло 40 миллионов рублей (деньги тогда были другие), тогда как на ремонт школы давали по 5 миллионов. В школе было огромное эстетическое отделение – одних только театральных коллективов насчитывалось пять, всех студий, кружков, секций – одиннадцать. Учителя приходили на все наши премьеры, приводили классы, но постепенно эта тенденция сошла на нет. А если театром не заинтересованы педагоги, не будут им интересоваться и ученики. Традиции сегодня продолжает следовать директор Олег Низовцев – человек, который всегда помогает «Ростку» по мере возможности, – он не пропустил ни одного нашего премьерного показа.
– Почему сейчас школьных театров становится все меньше?
– Несколько лет назад одна моя коллега произнесла фразу, которая меня тогда страшно возмутила: «Театр не вписывается в воспитательную систему школы». Но теперь я с ней согласен. Школе театр не нужен – в своем истинном обличье. Во время учебного года может понадобиться несколько концертных номеров: на День знаний, День учителя, Новый год, 8 Марта, 9 Мая и так далее. А для этого достаточно концертной бригады, которая за три-пять дней до праздника сможет подготовить инсценировку, пролог, песню. К театру, который в течение учебного года работает над постановкой одного или максимум двух спектаклей, это не имеет никакого отношения.
– Вы считаете, что Год школьных театров сможет повернуть ситуацию в лучшую сторону?
– Кричать «Да здравствует Год школьных театров!» не приходится. Боюсь, что все пройдет в режиме, уже знакомом нам по Году культуры и литературы – крупными пафосными мероприятиями. А отдельные люди и коллективы, которым было бы уместно оказать помощь, проявить внимание и заботу, опять останутся в стороне. Школьные театры в своем сегодняшнем состоянии даже не существуют, а агонизируют. Им уже не помощь нужна, а реанимация.
– На что министерству следовало бы обратить внимание в этом году в первую очередь? Какие проблемы школьных театров решить?
– Хорошо бы сделать режиссерские ставки достойными и защищенными (а не 0,25 и не 0,5!), ввести ставки художников и сценографов – школьный театр нуждается в финансировании как никакой другой. Это взрослые могут играть без декораций и костюмов, здесь же важен праздник, сказка. Чаще всего ребенок впервые встречается с театром на откровенно халтурных спектаклях, которые привозят в детские сады и на которые активно зовут младших школьников. Чего скрывать – воспитатели и учителя зарабатывают на этом деньги, которых всегда не хватает на призы и грамоты, на всякую учебную мелочь. Дети имеют право на альтернативу в виде хороших школьных театров! И лучше бы начинать с театра кукол – я считаю, что младшим школьникам до драматических спектаклей нужно дорасти. Надо подумать о повышении квалификации руководителей школьных театров – нам в свое время говорили, что для этого раз-два в году нужно ездить в столицу, чтобы учиться у профессионалов, смотреть спектакли. Деятельность школьных театральных коллективов нужно рекламировать – судя по баннерам и рекламным щитам, в нашем городе, который проводит 5 театральных фестивалей в год, театров нет никаких – ни любительских, ни школьных. А представьте, как хорошо бы на фасаде школы смотрелась табличка с названием театра.
– Хорошо уже то, что театр признали важным для воспитания культурного гражданина.
– Даже самый плохонький школьный театр даст ребенку массу плюсов. Польза доказана с помощью научных исследований. Ученые сравнивали две группы детей, из которых одни занимались в театре, а другие нет, – контраст огромный. Это для тех, кто измеряет «алгеброй гармонию». Театр занимается душой человека. Не случайно в молодом советском государстве театру уделяли столько внимания – он должен был занять место церкви. И он, даже если находится в системе образования, не может существовать отдельно от культуры. По состоянию театра можно судить о культуре страны. Сегодня нужно составить программу развития школьных театров – может быть, в этом нам поможет «круглый стол», проведение которого на базе нашей школы намечено на начало октября.
Гаяна Щербакова, заместитель директора ДЮЦ «Перспектива»:
– Для меня это известие не было неожиданностью. Когда готовились к проведению Года культуры, был разговор, что на государственном уровне прорабатывается программа, согласно которой каждый год будет посвящен какому-то искусству. Очень надеюсь, что в связи с Годом школьных театров отношение к ним изменится в лучшую сторону. Главное – не «отмечать» этот год «галочками», а продуктивно работать. Хотя педагоги, которые занимались театрами, будут работать в прежнем режиме, с таким же энтузиазмом и бескорыстием. Неплохо было бы обеспечить им достойную зарплату, а школьным театрам – хоть какое-то финансирование. Я считаю, что чем раньше ребенок придет в театр, тем лучше. Театр как ступенька в жизни человека, если, конечно, руководитель мудрый.
Тагир Хамитов, режиссер образцового театра «Родничок» ДТДиМ, заслуженный работник культуры РФ:
– Отток публики из зрительных залов идет оттого, что в школах театр не популяризируется. Может быть, Год школьных театров даст возможность создать в образовательных учреждениях драматические кружки. Но я, по правде говоря, не очень на это рассчитываю, потому что под любое начинание необходимо выделять материальные средства. А у нас опять все рассчитано на энтузиастов! Оно понятно – «наш паровоз вперед летит», но только на своем вдохновении, на собственном интересе. Парадоксально, но чем беднее театр, тем лучше работает мысль режиссера.