На прошлой неделе в Ангарске случилось грандиозное культурное событие, о котором не сообщала ни одна афиша. Тем не менее залы дворцов культуры «Нефтехимик» и «Современник» в дни концертов были полны, забиты до отказа! Это и понятно, кто ж упустит возможность побывать на выступлении Сергея Безрукова и Дмитрия Певцова! Звезды театра и кино приехали в наш город по приглашению руководства АНХК, организовавшего такой подарок для своих сотрудников к юбилею компании. Пользуясь случаем, хочу попросить у дарителей и еще один шикарный презент для всех ангарчан – концерт Дениса Мацуева. Для этого хотя бы один концертный зал Ангарска должен иметь достойный пианиста мирового уровня музыкальный инструмент. На протяжении нескольких лет ДК «Нефтехимик» ведет переговоры и с администрацией города, и с представителями НК «Роснефть» о материальном содействии в приобретении дорогостоящего рояля марки Steinway. Результата пока нет. Вот и на торжественном вечере, посвященном 70-летию АНХК, никаких, даже призрачных, обещаний не прозвучало... Но за Безрукова и Певцова спасибо! Жаль, что далеко не все желающие попасть на их концерты получили заветный пригласительный билет... От имени счастливчиков, побывавших на творческих вечерах двух замечательных артистов, разрешите поделиться впечатлениями.
Страна такая, что плясать охота
Признаюсь сразу: я отношусь к поклонникам творчества Безрукова. До хрипоты спорю с теми, кто обвиняет артиста в однообразии образов, в желании переиграть всех известных персон, в неестественной американской улыбке. К счастью, таких на выступлении Сергея Безрукова в Ангарске, кажется, не было. Многие зрители, затаив дыхание, слушали звучащие со сцены стихи и песни, отбивая после каждого номера свои ладони.
16 и 17 сентября в ДК «Нефтехимик» артист показал свой известный моноспектакль «И жизнь, и театр, и кино», который состоит из трех тематических блоков – Пушкин, Есенин, Высоцкий. В основе этой авторской постановки лежат стихи, музыкальные композиции и кадры фильмов с участием Безрукова. Даже те, кто по неведению пришел на шоу, а оказался погруженным в перипетии личной жизни и творчества трех легендарных поэтов, не пожалели о пережитом. Безруков выложился на все сто, подарив присутствующим изумительное чувство сопричастности к переживаниям своих героев.
Он нес в зал знакомые с детства каждому из нас поэтические строчки Пушкина и Есенина, нарушая привычную интонацию, делая паузы не там, где обычно их делают школьные учителя, переходя то на шепот, то на крик, иногда специально комкая и глотая слова, нарушая многие законы жанра и сценического выступления. Но именно эта манера рассказывать, вымаливать, выкрикивать, выплакивать стихи и откликалась в сердце – оно сжималось в такт рвущейся со сцены боли. Он дарил ангарчанкам засушенные цветы из гербария, кидал в зал яблоки, танцевал лезгинку и трижды умер, до ужаса реалистично прожив последние минуты жизни своих героев.
На мой взгляд, Есенин в его исполнении не просто бесподобен. Он и есть Есенин. Благодаря Безрукову нынешнее поколение наблюдает невозможное с точки зрения природы возвращение в мир живых автора строк «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Безруков не играет его, а проживает с каждым вздохом. Да и всех окружающих переносит в эпоху первой половины прошлого века, когда была «такая страна, что плясать охота».
Сергей Безруков талант и трудяга с большой буквы. Народный не по присвоенному званию, а по сути. Человек, для которого жизнь, театр и кино – значения одного ряда, слова-синонимы, смысл существования.
Для себя я поняла кое-что новое про улыбку Безрукова. Он страдает, плачет и умирает с ней на губах. Она редко появляется на его лице в минуты радости, чаще это выражение боли, оскал, за которым прячется крик... И так страшно это понимать. До мурашек.
Когда на смерть идут – поют
Дмитрий Певцов в своем творчестве тоже часто, как и Сергей Безруков, обращается к Высоцкому. Тем более что музыка в последние годы ему так же близка, как сценическая драматургия. С 2008 года он сотрудничает с московской стрит-группой «КарТуш» в качестве солиста. И в Ангарск Певцов и К привезли замечательную музыкальную программу «Я тебя никогда не забуду», которая включает в себя исполнение песен совершенно разных жанров – от роковых мюзиклов до народных и военно-патриотических.
17 и 18 сентября в ДК «Современник» звучала знаменитая композиция из «Бандитского Петербурга» («Город, которого нет»), пронзительная «Молитва» Руслана Силина, ну и конечно, «Кони привередливые», «Лучше гор могут быть только горы», «Он не вернулся из боя», «Со мною вот что происходит»...
Певцов запросто говорил со зрителями о прелестях отопительного сезона и театрального буфета. И очень серьезно – про войну на юго-западе Украины. Не говорил, а просто спел песню про Донбасс (кстати, написанная еще в 2008 году песня Певцова и «КарТуш» «Севастополь наш!» теперь стала неофициальным гимном Крыма). А потом призвал себя и зрителей сменить тему и настроение, начав дурачиться на сцене вместе с руководителем группы Андреем Вертузаевым (по совместительству известным российским гонщиком). Кстати, в «КарТуш» играет наш земляк – ангарчанин Борис Голик. Во время концерта Дмитрий Певцов подчеркнул это несколько раз.
Поет он очень своеобразно. Хорошо поет, по-актерски проигрывая не только на гитаре, но и на лице все переживаемое. Сам он так полуиронично высказался об этом: «Певцов много, а Певцов один». Это правда. Наверное, в аудиозаписи его песни звучат не так. Потому что это надо не только слышать, но и видеть! И мы видели! Было блистательно!