Федеральные власти наконец решили взяться за одну из двух бед России — в ближайшие годы нам обещают развернуть дорожное строительство. Правда, строить трассы будут за счет самих автомобилистов. В программе: платные дороги, акцизы на бензин и транспортный налог. Ездить на личном автомобиле становится накладно. А за подорожание грузовых перевозок и вовсе заплатят потребители.
Первая платная дорога появится в России в октябре. А до 2015 года должно появиться 18 платных участков протяженностью около 700 км. Все они будут иметь альтернативные пути проезда. Плата за проезд пока установлена небольшая: за километр пути легковые автомобили заплатят по 1 рублю, грузовики грузоподъемностью до 8 тонн — по 4 рубля, а более тяжелые — по 8 рублей. Но эти тарифы не окончательные. Сейчас Минтранс разрабатывает методику определения стоимости проезда на основе немецких и французских стандартов. Так что цена еще может измениться — и не в меньшую сторону.
В Европе стоимость проезда легковых машин по платным дорогам составляет 0,08 евро (чуть больше 3 рублей), что больше российских расценок. И этих денег хватает только на содержание самой дороги и постов сбора платы.
Кстати, в той же Европе платные дороги создаются вовсе не для сбора денег на дорожное строительство. Платной делают, как правило, самую удобную дорогу (или проходящую по самым популярным местам – например, курортным), чтобы увести с нее часть трафика на параллельные трассы. Сами дороги уже более 100 лет во всем цивилизованном мире строят за счет цены бензина. А мы вслед за Китаем пытаемся брать плату за посредственные дороги. Китай, кстати, от этой системы уже отказался — в 2009 году.
Правда, в Германии взимают плату с грузовиков. Но там, во-первых, это объясняют тем, что грузовики больше вредят дорожному полотну. А во-вторых, до 35 процентов из них едут транзитом из других стран. Так немцы используют свой транзитный потенциал. Потенциал транзита у России покруче германского: шутка ли – длина дороги между Востоком и Западом, Югом и Севером. Но пока за сотым километром МКАД будут заканчиваться дороги и начинаться направления, использовать его не удастся.
Впрочем, бензин в России тоже подорожает: Минфин собирается повысить акцизы. Правда, обещают вдвое снизить транспортный налог, который при первоначальном обсуждении роста акцизов обещали вовсе отменить. Получается, российские автомобилисты заплатят за проезд несколько раз: покупая бензин, проезжая по платным участкам (они появятся к 2015 году на 9 трассах) и, наконец, оплачивая транспортный налог. При этом гарантии, что все эти деньги пойдут на развитие дорожной сети, нет — дорожные фонды в России были расформированы.
Между тем с 1 января в Нидерландах стартует эксперимент по совершенно новому подходу к плате автомобилистов за пользование дорогами. К этому времени все машины в этой стране будут оснащены в обязательном порядке передатчиками GPRS. Данные о передвижении автомобиля будут передаваться в расчетные центры, где скрупулезно подсчитают, сколько километров и на каких дорогах проехал автомобиль за месяц. За шикарную трассу плата будет одна, за проезд по сельской дороге — другая. Получается справедливо. Раз в месяц владелец автомобиля будет получать квитанцию. Как при оплате электричества — просто и удобно.
А российским автомобилистам с 1 января придется самим сесть за расчеты: не дороговата ли выходит поездка на работу и с работы? Самые экономные могут пересесть на трамвай. Правда, это касается частных автомобилей. Грузовые перевозки на общественный транспорт не переведешь. А значит, рост их стоимости (в том числе и за счет платных трасс: ведь продукты, например, по долгой бесплатной альтернативе не повезешь) снова переложат на потребителей. И тогда Минэкономразви-тия придется опять пересчитывать «непредсказуемо выросшую» инфляцию.
Татьяна Рыбакова