«Уважаемая редакция! Помогите, пожалуйста. Я инвалид-колясочник, пользуюсь услугами социальной транспортной службы. Точнее, сейчас уже не пользуюсь, потому что меня принудительно лишили этого права. С 23 сентября я «наказан» на три месяца за «неправомерное использование машины СТС». И теперь не имею возможности никуда выехать из дома.
Что это за наказание такое – лишать инвалидов права проезда? Кто дал право блокировать наши проездные? И почему выезд в кинотеатр или дворец культуры для людей с ограниченными возможностями стал «неправомерным использованием» транспорта? Ответьте на мой вопрос и помогите решить вопрос с разблокированием моего проездного билета».
С уважением Алексей Хальзов
Скажем честно: письмо читателя нас удивилo. Все знают, что в нашем городе работает СТС, перевозящая инвалидов-колясочников. Последних в Ангарске 600 человек, у каждого из них есть именной проездной билет с фотографией. Услуга полностью бесплатна, и о каких-то ограничениях мест, куда могут ездить инвалиды, вопрос не поднимался ни разу.
Мы попросили Алексея Хальзова подробнее рассказать о том, что с ним случилось. Как оказалось, молодой инвалид-колясочник ведет очень активный образ жизни и даже является зоозащитником. Именно эта его деятельность и стала поводом для лишения права пользования проездным билетом СТС в первый раз. Три месяца назад, по словам Алексея, он, пытаясь пристроить бездомную собаку, вызвал машину социальной службы и поехал отвозить объявление в газету. Отвез, вернулся домой. А на следующий день ему позвонила диспетчер и, по словам инвалида, сообщила о том, что он съездил в «неположенное место» и потерял право пользоваться проездным билетом на месяц.
Алексей уже тогда хотел обратиться куда-нибудь за помощью. Но передумал – месяц можно и дома посидеть. Едва «штрафные санкции» закончились, молодой человек снова начал ездить. По его словам, он частый гость на мероприятиях в ДК «Нефтехимик» и в кинотеатрах города. Однако в инвалидной организации, где состоит Алексей, ему объяснили: индивидуальные поездки в учреждения культуры и спорта на машине СТС теперь запрещены. Ездить в кино или на стадион можно только по предварительной групповой заявке от инвалидной организации.
Список ограничений составлен администрацией АГО, которая финансирует поездки инвалидов. Без ограничений – посещение больниц, поликлиник, общественных организаций, административных учреждений и коммунальных предприятий. А вот, например, в гости, в магазин или на спектакль уже нельзя.
Вообще, конечно, со стороны такие ограничения (а мы внимательно ознакомились со списком) выглядят, мягко говоря, странно. Ведь в обычном автобусе, если льготник едет по проездному, никому разницы нет, куда он собрался – в гости или в больницу. Но в СТС разница есть.
22 сентября Алексей собрался в ДК «Нефтехимик». Понимая, что до дворца культуры его никто не повезет, он заказал автобус СТС до аптеки «Медтехника», что в 76 квартале. Туда (по положению) ездить можно. Машина приехала за пассажиром в 14.30. Увезти молодого инвалида домой от этой же остановки водитель должен был в 17.00. Однако, по словам Алексея, свои дела он завершил раньше и позвонил водителю на сотовый с просьбой увезти его в 16.10. Водитель согласился. Подъехал, забрал инвалида и увез не домой, а до остановки «92 квартал».
Увы, безнаказанным этот поступок не остался. Машины СТС подключены к системе ГЛОНАСС, диспетчер отследила нарушение времени и адреса поездки. 23 сентября Алексею позвонили и уведомили, что на этот раз он лишен права пользоваться проездным билетом до 23 декабря...
Возмущенный мужчина пытался отстоять свои права самостоятельно. Но не смог и попросил помощи у редакции.
Мы обратились к перевозчику, которому принадлежит СТС, в Автоколонну 1948. Пресс-секретарь предприятия Владимир Хмыльников с ситуацией оказался знаком, но ничем помочь Алексею Хальзову, по его словам, он не может. Автоколонна 1948 тут ни при чем. Перевозчик – лишь исполнитель услуги. А все правила по ее оказанию утверждает администрация АГО.
Существует утвержденное городской администрацией Положение о работе социальной транспортной службы. Оно определяет порядок пользования спецтранспортом. В этом документе подробно перечислены адреса социальных служб, медучреждений, аптек и других организаций, которые при помощи СТС может посетить нуждающийся в помощи человек. Да, в перечне нет учреждений культуры и спорта. Почему? На предприятии не знают.
Общие правила таковы: инвалид, которому необходима поездка, обязан заранее и только через диспетчера (никаких личных звонков водителям!) по телефону согласовать время отъезда и приезда, а также маршрут.
Нарушение требований положения, когда клиент СТС, вводя в заблуждение диспетчера и водителя, пытается использовать социальный транспорт для частных визитов, а также попытки менять время приезда транспорта и маршрут, минуя диспетчера, могут привести к сбоям в работе СТС. Тем не менее, несмотря на все объяснения, инвалиды пытаются обойти запреты. Кто-то предлагает деньги водителю, чтобы он отвез в неразрешенное место, а кто-то просто обманывает диспетчеров. Недавно был случай, когда пассажир подал заявку на поездку до онкодиспансера, однако поехал к себе в гараж... Это, по информации диспетчеров, был Алексей Хальзов.
И, может, все бы было ничего. Но хитрецы порой забывают, что за день машине с надписью «СТС» на борту приходится совершать два, а то и три десятка поездок. Выходит, из-за прихотей одного человека не могут совершить необходимые и своевременные поездки в больницы или аптеки другие инвалиды. Поэтому обманщиков наказывают. В соответствии с положением электронные транспортные карты лиц, допустивших неоднократные нарушения, подлежат временной блокировке. Это, по словам представителя автопредприятия, вынужденная мера по защите прав большинства добропорядочных клиентов.
В период, когда человек лишен права проезда, карта не работает. Никаких денег за нее автоперевозчик не получает, поскольку поездки оплачиваются из бюджета АГО не по наличию проездного билета, а по тому, сколько раз этот билет «пробили» на электронном терминале в машине. Так что, если подойти с коммерческой стороны, Автоколонне 1948 вовсе не выгодно лишаться пассажира (и денег за него) на три месяца. Но Положение о работе социальной транспортной службы запрещает возить нарушителей.
Помочь Алексею Хальзову разблокировать проездной мы не смогли. Остальным инвалидам пока можно посоветовать лишь одно: уважайте друг друга и тех, кто вас возит. Не обманывайте водителя (он, кстати, тоже понесет наказание за свою доброту, если отвезет вас не туда, куда можно, а туда, куда вы попросите) и диспетчера. Эти люди не принимали положение, запретившее вам поездки в культурные и спортивные учреждения. Они не должны страдать вместе с вами.
Может, поможет администрация? Мы обратились в транспортный отдел администрации АГО. Начальник отдела Рафик Газимов развел руками. По словам Рафика Фаридовича, Положение о работе СТС было принято еще до того, как он вступил в должность. Разрабатывал его не транспортный отдел. И, соответственно, изменить что-то в перечне или «санкциях» сотрудники отдела неправомочны. Так что проездной так и останется заблокированным.
Ситуацию можно исправить только «сверху», добившись законного расширения перечня. Как? Пойти на прием к своему депутату, к мэру, наконец. Но это уже совсем другая история...