2 октября во всем мире отмечался Международный день социального педагога. Эта профессия – не российское изобретение трудных 90-х и 2000-х годов, когда и взрослые, и молодые потеряли всякие ориентиры. Во всем мире всегда существовала проблема с трудными подростками, а значит, стали нужны и люди, способные помочь ее решить.
Работу социального педагога в школе можно сравнить со службой спасения МЧС, когда помощь нужна прямо здесь и сейчас. Кризисное неблагополучие нашей жизни отражается на детях. Что противопоставить семейному пьянству, где ребенок является сиротой при живых маме и папе? Где найти опору подростку при тотальной занятости родителей? Что противопоставить обычному школьному воровству? Как тут юноше или девушке не сорваться, а сохранить самообладание, мужество, мудрость?
Наталья Куракина работает социальным педагогом в Открытой сменной общеобразовательной школе №7. Здесь собираются «сливки» подростковых бед и неурядиц. Мы поговорили с ней о проблемах нынешних молодых людей.
– Кто такие социальные педагоги и чем они отличаются от психологов?
– Психология изучает внутренний мир человека, а наша работа заключается в том, чтобы, отталкиваясь от особенностей ребенка, помочь ему найти свое место в жизни. Мы являемся посредниками между ребенком, родителями, учителями и внешним миром.
– Но ведь существует столько государственных структур, стоящих на страже счастливого детства! Зачем нужны еще и социальные педагоги?
– Любой ребенок индивидуален, и если последствия бывают одинаковые, то пути, приведшие к проблеме, у всех разные. Наша задача – найти подход к каждой личности. Социальные педагоги плотно взаимодействуют с разными профилактическими организациями: с Министерством соцразвития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому городскому округу, комиссией по делам несовершеннолетних, полицией, уголовно-исполнительной инспекцией, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями и так далее. Вместе справиться с бедой конкретного человека гораздо легче.
– И насколько эффективна такая работа?
– Даже один человек, вставший на правильный путь, очень важен. Недавно наш учащийся был снят с учета в уголовно-исполнительной инспекции и полиции. Распрощался с вредными привычками. Учится, не пропускает занятия. Считаю, что это наша общая большая победа. Конечно, мы будем его поддерживать, а в дальнейшем ходатайствовать о снятии с учета в комиссии по делам несовершеннолетних. Безусловно, будем стремиться к успешному прохождению несовершеннолетним государственной итоговой аттестации.
– В жизни подростка большую роль играет его уличное окружение, друзья. Личную свободу в этом возрасте они ценят больше всего, а родители с их занудными правилами уходят на второй план. Что с этим делать?
– Начинать воспитывать гораздо раньше. A про личную свободу – это миф: детям нужны четко сформулированные правила и постоянный контроль за их исполнением. Тогда даже мысли о бунте против них не возникнет. Например, возьмем обычную семью: мама попросила ребенка ежедневно мыть посуду. В первый день он это сделал. На второй день отвлекся и забыл, а мама напомнила. На третий день ребенок снова не помыл за собой тарелку – вздохнув, мама сделала все сама. А на четвертый день, подойдя после работы к раковине с горой грязной посуды, уставшая после работы женщина устраивает скандал. Подросток в недоумении: в чем проблема, ведь предыдущие два дня претензий не было? Легко возбудимый ребенок может и дверью хлопнуть – на улице друзья, которые все поймут и посочувствуют. А ведь конфликта и ухудшения взаимоотношений можно было бы избежать. Если ребенок знает, что его будут контролировать, то он будет выполнять свои обязанности беспрекословно. Действия, доведенные до автоматизма, воспринимающиеся как само собой разумеющееся, не вызывают споров и скандалов. То же самое касается уроков, уборки и так далее. Вернусь к предыдущей истории со счастливым концом – в ней контроль был возведен во главу угла, и, как видите, это дало свои результаты.
Вообще держите ребенка все время рядом с собой. Чистите картошку и разговаривайте с ним, работайте по дому, попутно показывая, как все нужно делать. Мы все устаем на работе, но не отталкивайте от себя ребенка. Помните, что всегда найдутся желающие его «подобрать». При этом на ниве воспитания вся семья должна выступать единым фронтом.
– А как быть с конфликтами, которые часто возникают между подростками?
– Здесь тоже многое идет из семьи. Наши дети не умеют общаться между собой, потому что не видят, как это делают взрослые. Мы перестали разговаривать с соседями, поздравлять их с праздниками, ходить в гости к друзьям. Ругаемся в автобусе и трамвае, вместо того чтобы просто извиниться. А ведь умей дети разрешать конфликтные ситуации, многого можно было бы избежать. Приходится их этому учить социальным педагогам. Еще привожу подросткам примеры из законодательства об ответственности за тот или иной проступок. Ведь даже за нецензурную брань можно привлечь к административной ответственности.
– А не выходит ли так, что родители перекладывают на социального педагога свои обязанности по воспитанию детей?
– Один социальный педагог в поле не воин – я работаю в тесном взаимодействии с учительским коллективом (классным руководителем, психологом, учителями-предметниками, администрацией школы) и, конечно, сотрудничаю с родителями, как очень важным для ребенка, но зачастую слабым звеном в воспитании. Слабым, потому что родитель, занятый зарабатыванием материальных благ, устройством личной жизни или ведущий асоциальный образ жизни, теряет родительский авторитет, упускает из виду процесс обучения. Позже он просит учителей, психологов или других специалистов сделать что-нибудь с его чадом, потому что оно совершенно отбилось от рук.
– Наверное, у человека такой профессии должно быть призвание. Что нужно соцпедагогу для успешной работы с подростками?
– Дети любят молодых, энергичных, справедливых и с чувством юмора. К сожалению, не всеми качествами из перечисленных я обладаю, но компенсирую поиском индивидуального подхода к подростку, налаживанием контакта с ним, уравновешенностью и спокойствием в любых неординарных ситуациях, а также готовностью помочь в разрешении проблем. Знаете, что самое сложное в нашей работе? Это не работа с детьми, а ведение документации. Есть такая педагогическая шутка: «Дети мешают работать с бумагами…»
А еще у нас ненормированный рабочий день – звонки бывают и поздним вечером. Например, присутствие социального педагога обязательно при задержании полицией несовершеннолетних при совершении правонарушения, а это обычно происходит в темное время суток (меня вызывают, даже если ребенок не является учащимся нашей школы).
– Как работа влияет на вас?
– Если вы идете по улице и видите, что взрослый делает замечание чужому нашкодившему ребенку, будьте уверены, что это педагог. Я тоже не могу пройти мимо, если вижу, что кто-то пакостит. Остановлюсь и поговорю. И я жестче отношусь к детям, которые воспитываются в детском доме, социальном центре по реабилитации несовершеннолетних. Если вижу такого попрошайничающего на улице, сразу говорю: «Пойдем со мной в полицию». Для них сейчас делают больше, чем для иного домашнего ребенка, но они этого не ценят.
– Ваш последний совет для родителей?
– Рекомендую прочитать рассказ Людмилы Улицкой «Дочь Бухары». Главной героиней рассказа является обычная женщина, которая, несмотря на различные трудности, без поддержки мужа и других родственников смогла свою дочь с ограниченными возможностями вывести в социум как полноценного человека. Подросткам, предпочитающим смотреть художественные фильмы, советую посмотреть американский фильм 2000 года «Заплати другому» – возможно, он заставит задуматься о том, как сделать мир лучше, а может, сподвигнет к реальным действиям – распространять доброту и тепло.
В мае 2009 года в Копенгагене прошла XVII Международная конференция социальных педагогов. В этом мероприятии участвовали представители 44 стран, в том числе и России. И именно на этой конференции было принято решение учредить международный праздник всех социальных педагогов.