Учительский стаж Марины Варичевой – 18 лет. Заслуженным подарком на педагогическое совершеннолетие стала для нее премия губернатора Иркутской области за высокие достижения в педагогической деятельности в номинации «Лучший учитель общеобразовательной школы».
В этом году премии вручены 14 работникам образовательных учреждений из девяти муниципальных образований Приангарья. Марина Варичева, учитель химии и биологии средней школы №4, – в их числе.
Прежде чем признать педагогов достойными вознаграждения, строгая комиссия оценивала результаты работы учителей за последние три года. Смотрела динамику учебных достижений обучающихся, наличие среди них победителей и призеров олимпиад и конкурсов различных уровней, руководство проектной и исследовательской деятельностью детей, классное руководство, использование современных образовательных технологий, наличие у педагога публикаций, авторских разработок, элективных курсов и многое другое. У Марины Александровны с этим все в порядке.
Организация исследовательской работы детей – одно из излюбленных ее занятий. Ее ученики имеют призовые места на конкурсах международного уровня. Темы выбирают необычные – даже изучением клонирования занимались. Из-под крыла Марины Александровны выходят будущие генетики.
Она и в школе была такой же – обожала химию и биологию, с увлечением занималась исследованиями. Дополнительные баллы за научные работы позволили Марине после окончания Ангарского лицея №1 – она вошла в его легендарный первый выпуск! – без всяких хлопот поступить в Иркутский педагогический институт. На практику пришла в свою родную среднюю школу №9, где училась до 9 класса.
– Для практиканта войти в класс, где его с любопытством ждут дети, особенно старшеклассники, – обычно сущее мучение, тяжкая повинность, – рассказывает Марина Александровна, – а я совершенно не боялась. И ученики это, по-видимому, сразу почувствовали. Учитель, который руководил моей практикой, в классе никогда не сидела. В институте по пятницам не было занятий, и в этот день я вела уроки в одиннадцатых классах. Получая диплом, уже была учителем. Так и осталась в школе №9. И уже через год стала заместителем директора по воспитательной работе.
Менять место работы Марина Александровна не любит. В ее послужном списке – всего три школы: девятая, вторая, куда она пришла в связи с методической работой и где осталась после того, как школа стала частью четвертой.
Кстати, возможность поменять место работы представлялась ей не раз – к примеру, ей предлагали перейти в комбинатовскую химическую лабораторию. Но она уверена: возиться с пробирками не смогла бы. Куда интереснее в школе – дети живые, любопытные. Именно в школьной аудитории, в общении с учениками она черпает свою неиссякаемую, как иногда кажется, энергию.
А еще Марина Варичева – заядлая походница. С учениками они за 18 лет учительской деятельности прошли весь Ольхон, всю «Кругобайкалку». Байкал был и остался для нее любимым местом «дикого» отдыха, с палаткой и гитарой, на которой Марина Александровна прекрасно играет. Есть еще один верный способ отвлечься и обрести внутреннюю гармонию. Она любит собирать картины из пазлов с изображениями диких кошек. Причем выбирает те, что за тысячу штук. Этим увлечением заразила дочь, на счету которой уже более 130 таких мозаичных картин.
Основными чертами своего характера Марина Варичева считает креативность, неостывающее желание познавать новое и целеустремленность.
– Если я ставлю перед собой цель, то обязательно ее добиваюсь, – говорит она. – И ученикам говорю: «Не получилось в первый раз – обязательно получится в следующий». Мне кажется, у каждого педагога в характере должен быть такой стержень. Он дает возможность учителю расти как профессионалу. Педагогам сейчас есть где показать свои достижения – к их услугам большое количество профессиональных конкурсов, очных и дистанционных. Конечно, это сложно, это интеллектуальный труд, отнимающий много времени. Но это необходимо современному учителю. Только работать надо в системе, планомерно к этому стремиться – и результат не заставит себя ждать.
Но главное, по-моему, то, что ученики ждут ее уроков, всегда интересных, веселых, насыщенных, и долго их помнят даже после окончания школы. Марина Варичева и сама такая – активная, позитивная, оптимистичная. Навстречу ей хочется улыбаться.