На страницах «Свечи» не раз поднимались вопросы выживания населения на ангарских окраинах. Китой, Юго-Восточный, Цементник, Четвертый поселок, Шеститысячник... Теперь вот наступила очередь поселка Строителей, точнее, микрорайона. С недавних пор именно так официально величают Строитель. Местных жителей это не на шутку раздражает – про новоиспеченный микрорайон местные власти в упор не хотят помнить. Амнезия иногда прерывается. Причем четко по графику. Как только впереди замаячат выборы, о жителях многострадального Строителя вдруг по-отечески вспоминают. По такой логике вещей, предвыборные месяцы населению микрорайона просто грех не использовать – авось повезет...
Мытарства сотен жителей Строителя тянутся не один десяток лет. Проблемы здесь те же, что и в целом у государства Российского: дураки и дороги. Дураки – это про местную власть, что забыла о народе, бросив его на выживание. А дороги... А дорог, в современном понимании этого слова, здесь нет. Только направления. Последний раз их отсыпали (и то не по всей длине) примерно в восьмидесятых годах. Выходит, три десятка лет они стоят не тронутыми дорожным строителем. Само собой, проехать по такой дороге, не покалечив технику, тоже нужно постараться. Особенно в грязь. После дождей на улице, как в корыте, подолгу стоит вода. В некоторых местах проехать очень сложно, и решение этой задачи взваливают на себя жильцы окрестных домов. В складчину заказывают самосвал, и ухабы с лужами засыпаются битым кирпичом и камнем. Когда-то общими усилиями окультурили въезд в поселок, проложили под дорогой трубу с целью отвода скапливающейся воды. Но почвой трубу выперло на поверхность, и теперь она лежит выше уровня воды. А воды скопилось немало – вышло целое то ли озерцо, то ли болото. Проехать по улицам Строителя непросто круглый год. Весна-лето-осень – грязь. Зимой дороги, само собой, не чистят. Снежные завалы раскатывает местный транспорт – через Строитель автомобилисты едут к несанкционированной переправе под железнодорожным мостом через Китой.
К извечной дорожной беде жителей поселка примыкает еще одна головная боль – отсутствие транспорта. Здесь до сих пор непечатно поминают Евгения Канухина, в мэрскую бытность которого разобрали трамвайные пути, лишив тем самым местное население демократичного, доступного, дешевого и регулярного транспорта.
За последние десятилетия, даже когда еще трамвай ходил, пытались пустить сюда автобус. Маршруты были разные, автобус ходил редко – и все же народ был рад. Радовались недолго. Маршрут отменяли как нерентабельный, видимо, населения микрорайона было недостаточно. И люди привычно шли пешком. До автобусной остановки в Цемпоселке идти два километра, если живешь в начале поселка Строитель. Если в конце – то все четыре. Ладно летом. А зимой, в 30 и 40 градусов мороза? Идут взрослые на работу, дети в школу, начиная с первоклашек. Идут пустые и груженные сумками. Несут домой продукты.
Кстати, о снабжении поселка. В нем есть магазинчик. Страшненький, грязный, по-деревенски обсиженный мухами... Не хочешь в таком отовариваться, тащи на себе покупки из магазина Цемпоселка. Еще есть киоск. Вот и все блага цивилизации, на которые могут рассчитывать местные жители. А живут они здесь, как и в любом другом населенном пункте, десятилетиями. И сами выросли, и дети их, и внуков нянчат. Старожилы Строителя помнят, как в 60-е, начале 70-х им обещали: в 1975 году поселок прекратит свое существование, ведь людей здесь селили временно. Обещанного властями городского жилья так никто и не дождался. Мало того, у людей до сих пор нет возможности узаконить постройки на земле, где они живут с рождения. Жители Строителя на своей шкуре ощутили, каково это – ходить по чиновничьим кабинетам. Те, кто надеется отвоевать свой участок и постройки на нем в законную частную собственность, уже завели для переписки с инстанциями толстые папки. В приватном разговоре один из жителей Строителя назвал сумму в 29 тысяч рублей – столько ему уже пришлось выложить за различные справки, пошлины и т.д.: «За всё плати, налоги давай, а толку – ноль... Как ходил по разныем кабинетам, так и хожу...»
Вот таким невеселым получилось общение с жителями Строителя. Но надежда, как водится, умирает последней. Инициативные граждане поселка-микрорайона вре-мя от времени обращаются с письмами к мэру. Из перечня проблем пока решен только вопрос с электроснабжением. Видимо, Строитель обслуживали в последнюю очередь – даже при небольшом ветре на территории поселка происходил обрыв проводов и отключение энергии. Люди сидели без света и по три дня, и по неделе, а то и больше... Теперь, слава богу, проблема с электроснабжением решена, аварийный участок головного кабеля заменен. С дорогами и транспортом воз и ныне там. Хотя обещаниями людей периодически кормят. Цитирую ответ за подписью замглавы города Ольги Шаповаловой от апреля прошлого года на обращение жителей поселка: «По ремонту дорог в 2009 году планируется при наличии бюджетного финансирования провести частичное грейдирование дорог в микрорайоне Строитель с добавлением нового материала. О результатах решения вопроса об организации дополнительного автобусного маршрута в микрорайон Строитель будет сообщено дополнительно». Замечательный ответ про туманное «потом». Ау, администрация! На ремонт и строительство дорог только за 2010 год в Ангарске потратили 300 млн руб. Нельзя ли и Строителю отщипнуть от щедрот? А заодно и автобусный маршрут для Строителя придумать – ведь и транспортное муниципальное предприятие для этих целей создали... Сообщите о решении вопроса дополнительно, как и обещали.