Вот уже несколько дней ангарчане толпятся на остановках общественного транспорта. Автобусы, которые раньше ходили каждые пять минут, приходится ждать по полчаса. Первыми почуяли неладное пассажиры маршрутов №№20, 7, 8, 9, 10. Такая ситуация сложилась из-за… отсутствия топлива. На счетах автопредприятий пусто. За разъяснениями мы обратились к ангарским автотранспортникам.
Как пояснил председатель Союза автоперевозчиков Сергей Шарков, уже несколько лет происходит неуклонное снижение числа пассажиров в городских автобусах примерно на 8-10 процентов ежегодно. По информации ГИБДД, за последние три года свыше 54 000 ангарчан стали владельцами личного транспорта и практически перестали ездить в автобусах. Отсюда – низкий пассажиропоток.
В соседнем Иркутске один автобус за смену перевозит не менее 2000 человек. В Ангарске эта цифра – и, соответственно, выручка – гораздо скромнее. Сотрудники транспортного отдела администрации АГО под руководством Радика Газимова завершили обследование пассажиропотока на всех городских маршрутах. Выяснилось: в среднем один ангарский автобус перевозит за смену не более трехсот пассажиров. Из них только треть оплачивает свой проезд наличными, остальные две трети – это льготники, пользующиеся правом бесплатного проезда. Частичное возмещение затрат за проезд дедушек и бабушек должно ежемесячно производить региональное Министерство социального развития, опеки и попечительства.
Вот тут-то и кроется основная причина сегодняшней неблагоприятной ситуации. Вышеназванное министерство уже четыре месяца не выплачивает никаких компенсаций ангарским перевозчикам. А ведь постановление Правительства Иркутской области №531 гарантирует пенсионерам бесплатный проезд, а перевозчикам – возмещение части затрат на эту социальную услугу. Но министерство с июня текущего года не выплачивает компенсаций ангарским автотранспортным предприятиям за бесплатный проезд льготных пассажиров. Попытки ангарских автотранспортников добиться от областных чиновников исполнения регионального закона безрезультатны.
Денег нет!
Руководитель Автоколонны 1951 Любовь Волокитина рассказала об ответе чиновников Минсоцразвития: «Нам предложили взять кредит, сказав, что на компенсацию за провоз льготников денег в бюджете нет».
Одновременно министр соцразвития Владимир Родионов публично утверждает: «В бюджете региона в полном объеме заложены средства на возмещение части расходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку граждан по ЕСПБ». Увы, к сегодняшнему дню министерство так и не выплатило ангарским перевозчикам несколько десятков миллионов рублей за июнь, июль, август и сентябрь. И НИКТО из чиновников не может внятно сказать, когда будут выплачены положенные по закону деньги за бесплатно перевезенных льготных пассажиров. Такую выплату должны производить ежемесячно после сверки реестров проданных льготных проездных. Разумеется, на эту частичную компенсацию затрат перевозчики рассчитывают – ведь топливо автобусам требуется ежедневно!
С особым пристрастием в Минсоцразвития проверяют реестры ангарских автопредприятий, порой затягивая на месяцы этот процесс и, следовательно, выплаты положенных по закону компенсаций. А в этом году выплат не предвидится. Ответ чиновников вы уже знаете: «Средства в бюджете на эти цели исчерпаны».
Инициатива наказуема?
Почему Министерство соцразвития ежегодно закладывает в бюджет на проезд льготных пассажиров суммы, которые заканчиваются к середине лета? За ответом мы обратились в ООО «Диспетчерская служба». Директор Ольга Ковалева пояснила, что уже в конце января министерство должно знать, сколько жителей нашей области желает воспользоваться своим законным правом на льготные поездки в общественном транспорте. Ведь для оформления единого социального проездного билета человеку необходимо оформить у работников Минсоцразвития «Распоряжение о назначении ЕСПБ». В Ангарске такие «распоряжения» на 2015 год получили 37 000 человек. Именно на это количество людей (по здравому смыслу) и должно закладываться бюджетное финансирование. В Ангарске ежемесячно реализуют 26 тысяч ЕСПБ – значительно меньше, чем выдано «распоряжений». Но уже который год Министерство социального развития никак не может угадать, сколько же средств необходимо на самом деле!
Да, в Ангарске льготных пассажиров возят все 12 городских перевозчиков. Задачу, поставленную несколько лет назад областным правительством, – сделать транспортные услуги доступными для пенсионеров – ангарские перевозчики полностью выполнили. Организовали удобную сеть реализации ЕСПБ, внедрили надежную систему электронного учета поездок. Увы, областной центр и рядом не стоит с уровнем ангарского пассажирского транспорта – в Иркутске ЕСПБ принимают лишь в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах. А летом ангарские пенсионеры-дачники ежемесячно получают еще несколько тысяч билетов для бесплатного проезда на сезонных садоводческих маршрутах.
Так вот, транспортная активность ангарских пенсионеров – это дополнительные расходы из бюджета, который, по разумению чиновников, нужно от пенсионеров беречь. И в погоне за красивым отчетом об эффективной экономии бюджетных средств Министерство социального развития каждый год старательно урезает средства на компенсацию затрат по перевозке льготников, а в январе прошлого года пенсионеры всей области по инициативе министерства выстроились в очереди за получением уже упомянутого «распоряжения о назначении ЕСПБ». И это при том, что пожилым людям право на бесплатный проезд гарантирует федеральное законодательство!
Затея провалилась – народ дружно пошел в органы местной соцзащиты за «распоряжениями». К такому конфузу Минсоцразвития оказалось не готово. Срочно начались совещания на тему «Как нам контролировать продажу ЕСПБ?».
Забытые слова
Правительство Иркутской области несколько лет назад своими руками заложило мину замедленного действия, предусмотрев в своих постановлениях следующий механизм компенсации перевозок по ЕСПБ: возмещение части затрат производится по ФАКТУ продажи проездного. Признавая несовершенство такого механизма, еще в ноябре 2011 года министр Родионов произнес в одном интервью:
«В настоящее время мы прорабатываем вопрос о том, чтобы сделать единый социальный проездной билет в виде электронный карты, поскольку имеются злоупотребления со стороны автотранспортных предприятий, которые иногда представляют неточные данные о количестве перевезенных льготников... Мы хотим сделать единый проездной билет, по которому можно будет ездить как на городском, так и на пригородном транспорте на всей территории региона. Но когда такой билет появится, я пока не могу сказать».
Ангарские перевозчики взяли и сделали – с 2013 года практически во всех ангарских автобусах применяются те самые электронные ЕСПБ, о которых министр до сих пор ничего не может сказать.
Именно электронная система учета обеспечивает прозрачность движения по каждому льготному билету – от момента приобретения до его использования. Такой уникальный механизм учета открывает возможность рассчитываться с перевозчиками за каждую конкретную поездку льготника. Но воспользоваться успешным опытом ангарчан, перейти на современную форму электронных реестров Минсоцразвития все еще не готово. Куда удобнее купаться в мутной воде бумажных реестров, преследуя какие-то свои интересы и отмахиваться от законных претензий перевозчиков.
Ангарский Союз автоперевозчиков пытается спасти городские пассажирские перевозки.
– Да, топлива у нас практически не осталось, – говорит Алексей Кокин, директор Автоколонны 1948-Город. – Поэтому на маршрутах сегодня меньше автобусов. Пытаемся спасти ситуацию, ведем переговоры с банками о кредитах.
А Сергей Шарков подчеркнул, что ангарские автопредприятия никогда не сделают горожан заложниками экономической ситуации:
– Руководство пассажирских автопредприятий прилагает все усилия для того, чтобы избежать дестабилизации работы, пожалуй, лучшего в области городского общественного транспорта. Именно этой дестабилизации, похоже, упорно добиваются чиновники Минсоцразвития.
О том, что в Ангарске сложилась угрожающая ситуация с пассажирским транспортом, уже поставлены в известность депутаты областного Законодательного собрания и губернатор Сергей Левченко.