Несмотря на то что график движения автобусов на городских маршрутах к минувшим выходным удалось восстановить, проблемы с общественным транспортом в Ангарске продолжаются.
Неделю назад на телефон редакции обрушился шквал звонков: у многих из льготников заблокировались транспортные карты. Выясняли это люди абсолютно случайно: просто терминалы в автобусах и трамваях вдруг отказывались «пробивать» электронный ЕСПБ. Всем пострадавшим водители советовали обратиться на автостанцию для решения вопроса о разблокировке. Там сразу же скопилась солидная очередь. Чтобы ускорить обслуживание, вместо одного заработали сразу три окна. Люди писали заявления на разблокировку ЕСПБ, после чего билет снова активировали. К сегодняшнему дню заменено более 1000 проездных. До сих пор одно из окон на автостанции занимается только разблокировкой карт. И поток желающих «реанимировать» свои ЕСБП не иссякает.
Среди тех, кто почему-то лишился в середине месяца права бесплатного проезда, есть и несовершеннолетние ангарчане-льготники. За них проездные пришлось разблокировать родителям.
Историю о событиях, предшествовавших блокировке карты, рассказала нашей редакции мама ребенка-инвалида, пользующегося ЕСПБ:
«7 октября мне на сотовый позвонила женщина, которая попросила ответить на несколько вопросов. Давно ли мой сын пользуется транспортной картой? Приобретали ли мы ЕСПБ в июле и августе? Сколько поездок он обычно совершает? Я ответила, что транспортную карту мы стали покупать три года назад и делаем это ежемесячно. Сын каждый день ездит в школу и обратно, несколько раз в неделю посещает тренировки. Причем тренировки проходят даже летом. Поэтому и во внеучебное время мы всегда покупаем ЕСПБ».
Женщина, по словам мамы ребенка-льготника, поблагодарила ее за участие в опросе. А через неделю карта мальчика перестала работать. На автостанции ее разблокировали быстро, но маме для этого пришлось отпрашиваться с работы. Кто и зачем решил подвергнуть льготников таким испытаниям?
За ответом мы обратились к Сергею Шаркову, председателю Союза автоперевозчиков. Как рассказал Сергей Валерьевич, вины перевозчиков в том, что карты льготников массово заблокировались, нет. Это инициатива областного Министерства социального развития.
«Министерство сейчас проверяет реестры льготников, которые ему подали ангарские перевозчики. И, по мнению чиновников, у 1800 человек не подтвердились документы на октябрь. Как такое могло произойти? Непонятно. Дело в том, что льготники в начале года получают распоряжение на право пользования ЕСПБ в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Там они предъявляют все документы на право пользования ЕСПБ, и никаких сомнений в подлинности этих документов быть не может, – рассказывает Сергей Шарков. – Нет сомнений и в том, что люди, пришедшие за распоряжением, реально будут пользоваться билетом. Если раньше перевозчиков пытались обвинять, что они продают ЕСПБ всем, даже лежачим инвалидам, то с введением распоряжения эти подозрения стали абсолютно беспочвенными – ведь явиться в местное управление министерства за документом нужно лично. И все льготники приходят туда на своих ногах. Так почему Минсоцразвития, которое разрешило этим людям пользоваться ЕСПБ, само же льготу и отменило?»
Льготникам чиновники ничего не объясняют. Отправились в Иркутск за разъяснениями перевозчики. Как рассказал Сергей Шарков, приема у заместителя министра социального развития Светланы Иевлевой, несмотря на критическую ситуацию, пришлось ждать почти неделю! А когда транспортники все же оказались в кабинете чиновницы, им ответили, что «не обязаны оповещать о причинах несогласования реестров льготников, пользующихся ЕСПБ». Замминистра ссылается, что это право защищает 152 Федеральный закон.
А кто должен защищать права людей, несправедливо лишенных права проезда, гарантированного им тем же федеральным законодательством? На этот вопрос Светлана Иевлева не ответила. И тогда перевозчики решили, что не будут делать людей заложниками ситуации и начали разблокировать проездные пассажирам сами.
Каждый пассажир, восстанавливающий заблокированный ЕСПБ, пишет заявление и заново предъявляет документы. На сегодня в ООО «Транспортная система» собрано уже более 1000 заявлений.
Карты можно разблокировать в любое время. А если времени пока нет – не беда. Как говорит Сергей Шарков, даже с заблокированной (или, к примеру, поврежденной) картой можно ехать бесплатно при наличии всех документов, подтверждающих право пользования такой льготой, как ЕСПБ. Высадить пассажира водитель не имеет права. Об этом сейчас оповещены все водители автобусов и кондукторы трамваев. В случае, если льготника с документами и заблокированным проездным везти откажутся, в отношении водителя будут приняты серьезные меры, вплоть до увольнения. Обращайтесь по телефонам: 52-10-10 (ООО «Транспортная система»), 52-10-67, 52-89-08 (администрация АГО).
Кстати!
Восстановить график движения автобусов на прошлой неделе удалось не благодаря, а вопреки чиновникам. Автоколонна 1948 взяла на закупку топлива кредит. Денег, по словам Сергея Шаркова, хватит на то, чтобы автобусы могли ездить до 1 ноября. Что будет потом – неизвестно. Транспортники возлагают большие надежды на то, что Министерство социального развития, опеки и попечительства региона все же погасит перед ними долг. Но, судя по тому, как чиновники пытаются любыми путями сократить количество льготников ради экономии денег, до взаимопонимания с перевозчиками и пассажирами им очень далеко.