С Галиной Микрюковой, врачом-превентологом ОГАУЗ «Ангарский перинатальный центр», мы познакомились на ярмарке здоровья для подростков. И с первых слов стало ясно, что обычным подходящим к событию комментарием наша беседа не может быть закончена. Нужен обстоятельный разговор, потому что на самом деле ситуация, которая складывается с подрастающим поколением, просто ужасающая. Что же мы знаем и чего не знаем о наших детях?
– На моих лекциях подростки часто спрашивают: «Когда нужно начинать половую жизнь?» Хотя, судя по анонимным ответам на анкеты, этот вопрос интересует их уже постфактум. Если исключить вариант бравады перед сверстниками, можно утверждать, что начало половой жизни приходится на восьмые-девятые классы, то есть 14-15 лет. (Отдельный разговор о детях-сиротах: находясь в социальных учреждениях, они начинают половую жизнь в 9-10 лет. Есть девочка, которая в 18 лет родила уже второго ребенка.) Роды четырнадцатилетних девочек уже нельзя назвать исключением из правил (при этом надо сразу принимать решение, куда девать новорожденного ребенка: либо отдать в детский дом, либо на воспитание бабушке, тогда расти малыш будет как брат или сестра собственной матери). Увеличилось количество абортов у несовершеннолетних (с 15 лет девушка имеет право не рассказывать о проведенной медицинской манипуляции родителям), выше стал уровень венерических и гинекологических заболеваний. Все чаще создаются семейные пары сразу после последнего школьного звонка, причем у новобрачных к этому времени уже есть ребенок. Если в 2014 году таких пар было восемь, то в этом году их число выросло почти вдвое. Раннее сексуальное развитие детей налицо. Превращение девочки в девушку, а мальчика в юношу сдвинулось на срок от 2 до 5 лет. Если еще пять лет назад я занималась восьмыми-девятыми классами, то сейчас веду лекции в пятых классах. К этому времени девочки начинают менструировать (зафиксированы случаи появления месячных в 9 лет). Огромное влияние на центральную нервную систему оказывает целый коктейль из гормонов, которых раньше не было. При этом взросление психическое отстает от физического.
– С чем связано такое раннее взросление?
– С качественно новыми появившимися в последние годы продуктами питания. На столе у нас все больше (почти 70%!) продуктов с ГМО. Их употребление с раннего детского возраста наносит удар по репродуктивной функции – это доказанный факт. Оно отражается на развитии не только наружных и внутренних половых органов – в «игру» включается весь организм.
Кроме того, раннее взросление связывают с предположением о влиянии неизвестных науке вирусов. А также с плохой наследственностью и состоянием здоровья родителей. Ведь если ребенок желанный, то мама и папа должны начать готовиться к зачатию заранее: мужчина за 70 дней должен перестать курить, употреблять алкоголь и психоактивные вещества. Ему необходимо принимать фолиевую кислоту, витамины группы В, есть мясо, рыбу четыре раза в неделю и так далее. У нас почему-то вся ответственность за наследственность возлагается на женщину. Но важный вклад в генетику ребенка делает и мужчина, однако ни один подросток, судя по опросам, об этом не знает. А ведь молодые люди в ответе уже за следующее поколение.
Морально дети страдают от того информационного потока, который льется с экрана телевизора и компьютерного монитора. В их неокрепшие мозги вбивают неправильные знания, а потом подростки на лекциях в школе меня спрашивают: «Сколько раз можно в день?», «Почему мне всегда больно?», «Почему девочка не испытывает оргазма во время полового акта?» Им невдомек, что к этому не готовы их репродуктивная система, мозг, молодой и неопытный партнер. Но ведь им втолковывают, что все должно быть наоборот! И якобы секс – это взрыв мозга, улет и очень круто! Страшно, что девушки зачастую занимаются сексом вынужденно, потому что «так надо», «иначе он меня бросит», «хочу быть популярной». Нравственные ценности потеряны, остался секс и тело для него. Девочкам морально тяжело, но выхода они не видят.
– Но в России, к сожалению, не принято рассказывать подросткам о том, что происходит с их организмом.
– Есть хорошая пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». На моих лекциях родители говорят, что они как могут откладывают разговоры на «эту» тему. Специальных уроков в школе нет. Как следствие, у подростков не происходит истинного взросления, выявляется синдром «запоздалого детства». Поэтому отчасти мы и получили то, что имеем. В Европе из-за постоянного полового просвещения подростки давно пришли к выводу, что начинать сексуальную жизнь нужно как можно позже и с одним половым партнером во избежание инфекций, передающихся половым путем, и нежеланной беременности. Везде стоят автоматы по продаже недорогих, качественных (особо хочу подчеркнуть это слово!) презервативов, а на вечеринках их раздают бесплатно.
Мы можем еще долго молчать о контрацепции, зато будем принимать ранние роды и оформлять отказных детей. Когда мы в роддоме пытаемся уговорить юных родителей забрать малыша, папа-одиннадцатиклассник говорит своей подружке: «Ты спала с тем, с тем и с тем. И не тыкай мне тестом на отцовство – там вероятность всего 97%. Меня эти проценты всю жизнь будут гнобить. Я в Петербурге хочу учиться, и ты со своим ребенком мне не нужна!»
– Вы понимаете, что, если мы начнем пропагандировать раздачу презервативов в школах, на нас и вас ополчатся родители подростков?
– Даже на собраниях родители мне говорят, что тогда дети на уроках будут думать только об «этом». Могу их «успокоить»: они и так об «этом» думают, так лучше пусть с презервативом в кармане. Подростки должны знать, что это самая лучшая защита от болезни и беременности. При существующем сейчас раннем начале половой жизни наши дети ничего не знают о заболеваниях, передающихся половым путем. Большинство из них протекает бессимптомно, зато в 18-19 лет проявляется эндометриозами, эндометритами, которые перетекают в бесплодие. Сейчас в Ангарске 29 молодых женщин в возрасте до 35 лет стоят в очереди на экстракорпоральное оплодотворение.
В кожно-венерологическом диспансере пришлось начать вести прием подростковому сифилидологу, и у него есть пациенты. Известны случаи гонореи у детей до 14 лет. Подростки не понимают, что достаточно одного контакта, чтобы заработать целый букет заболеваний! Как рассказывает одна моя бывшая пациентка, в ночном клубе сексом занимаются даже за портьерами! Хламидиоз, гарднереллез, сифилис, трихомониаз… Молодые люди считают, что эти болячки – нечто вроде насморка, который сам пройдет. Девушки отказываются, будучи беременными, пить таблетки для лечения, так как не хотят «травить» ребенка. Они не понимают, что все ЗППП – это удар по центральной нервной системе плода, у него страдают органы зрения, слуха, речи. Очень коварен уреаплазмоз. Девушка может быть носителем и даже не подозревать о наличии у себя заболевания, а у мужчины эта инфекция вызывает бесплодие: сперматозоиды теряют способность двигаться поступательно вперед и «топчутся» на месте. Уреаплазму вылечить очень трудно, практически невозможно.
Вообще ЗППП могут стать катализатором рака шейки матки (сейчас заболеваемость этим видом рака стоит на первом месте в Ангарске). Очень коварен папилломавирус человека. Он имеет 150 серотипов, из которых четыре являются онкогенными (рак шейки матки, вызванный этими серотипами, встречается в десять раз чаще остальных) и очень трудно поддаются лечению. Всего через год после заражения может начаться рак. Я видела больных этим заболеванием девушек, они плакали от безысходности на моих лекциях, сейчас им предстоит лучевая терапия в Иркутске.
Также хочу сказать, что к бесплодию может привести секс с разными партнерами: в определенный момент организм женщины начинает вырабатывать антитела к сперматозоидам всех мужчин. Зачатие в такой ситуации становится невозможным. Известна теория под названием «телегония» о том, что частая смена партнеров ведет к ухудшению генофонда в целом.
– Что же нужно делать для исправления ситуации?
– Необходим центр профилактической медицины, подобный тому, что есть в Братске. Нужно заниматься здоровьем подростков. Девочки у нас сейчас совершенно нетренированные. Основное их занятие – лежание на диване или сидение перед компьютером. Электромагнитное поле вызывает синдром хронической усталости, отсюда нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу, которая начинается с пятых-шестых классов. А ведь им же еще детей рожать! Нынче роженицы приходят к нам с патологиями сердца, печени и так далее. И речь тогда идет уже о спасении матери, а не ребенка. Приходится открывать школы для беременных с гестозами, анемиями. К беременности у нас относятся настолько легкомысленно, что умудряются даже сидеть во время нее на диете!
Уроки здоровья, на которых детей будут обучать осознанному родительству, нужно начинать с первого класса. Я не оговорилась – именно родительству, чтобы с детства мальчики и девочки понимали и знали, для чего они предназначены и что от них ждут здорового потомства. Хватит уже нашим детям играть во взрослые игры. Доигрались уже.