Так говорили о театре на Межмуниципальной конференции «Школьный театр: успехи, проблемы, перспективы», которая состоялась 12 октября в школе №4. Мероприятие это стало первым в рамках объявленного в Иркутской области 2015-2016 учебного года Годом школьных театров. Первым, где сценический блеск и яркость театрального процесса переплелись с многочисленными сопутствующими вопросами и проблемами, которые обычно остаются за кулисами.
Речь идет не о профессиональном театре, которого у нас в городе как не было, так, видимо, и не будет – по крайней мере, в ближайшие годы. Говорили о той структуре дополнительного образования, которая то ли помогает образовательному процессу, то ли мешает ему, то ли вообще стоит в сторонке – в зависимости от настроя директора образовательного учреждения. Поэтому на конференцию пригласили не только руководителей школьных театральных коллективов, но и тех, от кого зависит их деятельность.
За «круглый стол» сели представители как управления образования администрации Ангарского городского округа, так и управления по культуре АГО. Из областного центра приехала Маргарита Подкорытова, руководитель Молодежного театрального движения «Алые паруса», которое плотно сотрудничает с нашими театрами, в том числе школьными.
Присутствовали здесь также руководители образовательных учреждений, заместители директоров школ по воспитательной работе, организаторы внеклассной деятельности, руководители школьных и любительских театров, педагоги дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ. Общество собралось многочисленное – более 120 участников – и, надо полагать, заинтересованное в происходящем.
Прологом к работе межмуниципальной конференции стали творческие показы. Свои «визитки» и отрывки из спектаклей представили зрителям театр-студия «Шкода» (школа №11 поселка Китой, руководитель Альбина Мельникова), «Алые паруса» (школа №13 города Усолье-Сибирское, режиссер Любовь Клочкова), «Бусинки» (клуб «Искатель» при школе №19, Ирина Щербак), «Росток» (школа №4, руководитель почетный работник образования и организатор конференции Александр Говорин) и «Родничок» (Дворец творчества детей и молодежи, режиссер заслуженный работник культуры РФ Тагир Хамитов).
Как бы ни хотелось быть в курсе всех аспектов проблематики школьного театра, приходилось выбирать. В рамках конференции работало три «круглых стола»: для руководителей школьных театров, для педагогов дополнительного образования, учителей-предметников и педагогов-организаторов и для директоров школ и их заместителей по воспитательной работе. Говорили недолго, но по существу: о жизни школьного театра, о том, в каких формах он может существовать внутри образовательного процесса, о месте и роли театра в системе образования.
По итогам конференции принято решение рекомендовать директорам школ принять меры к возрождению и развитию школьных театров: предоставить им помещения, укрепить материально-техническую базу, выделить отдельную ставку режиссерам, разграничить обязанности педагога-организатора и руководителя школьного театра, не отвлекая его на проведение массовых мероприятий, не связанных с постановкой спектакля, организовать посещение спектаклей школьных театров, вести целенаправленную работу по воспитанию зрителя.
– Было время, когда в театрах работали не только режиссеры, но и художники, которые помогали организовать сценическое пространство, – заметил Олег Низовцев, директор школы №4, где театр «Росток» живет уже 23 года. – А сейчас оставшиеся в одиночестве руководители коллективов работают на голом энтузиазме, потому что заработная плата педагога допобразования не покрывает ни временных, ни душевных их затрат. Чтобы развиваться, как нам бы того хотелось, нужно, не стесняясь, говорить об этом. Тогда, возможно, пусть не сразу, пусть немного, но хотя бы какие-то шаги в этом направлении будут сделаны.
В адрес Института развития образования Иркутской области будет направлено предложение организовать и провести для руководителей образовательных учреждений серию семинаров и курсов повышения квалификации по проблемам школьной театральной педагогики, а также принять меры к повышению профессиональной компетенции режиссеров школьных театров и педагогов-предметников, использующих основы театральной педагогики на своих занятиях.
И, наверное, самое важное – ходатайствовать перед Министерством образования Иркутской области о государственной поддержке школьных театров. А это значит, говорить о сохранении ставок режиссеров и художников школьных театров в образовательных учреждениях, разработке системы грантов для школьных театров, возрождении областного и всероссийского фестиваля школьных театров на базе профессиональных театров, необходимости финансовой поддержки областного сетевого проекта «Открытая сцена» для осуществления гастролей театральных коллективов в населенные пункты Приангарья.
Год школьных театров призван объединить работу органов управления образования и управления по культуре. И пока у них разногласий нет. Начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования АГО Татьяна Гапаненко цитировала Бертольта Брехта, который считал, что воспитание представляет собой вид театрального искусства. А начальник управления по культуре АГО Андрей Трусов поделился своими личными наблюдениями, что школа, в которой есть театр, обязательно будет успешной.
Правильно говорят: «Если есть желание, то находится и возможность, если желания нет – причина». Год школьных театров только начался. Проблемы названы, цели выделены, задачи поставлены. Как заметила выступавшая на конференции Маргарита Подкорытова, «сегодня у нас не просто разговор, а дело, которое будет продолжаться. Должно продолжаться – иначе не было смысла начинать».