В рамках проекта «Университет культуры», который реализует заслуженный коллектив народного творчества «Факел», состоялось уже несколько встреч. Ребята, занимающиеся в театре, а также все, кому интересно состояние мировой культуры сегодня, с удовольствием слушают лекции руководителя театра Александра Кононова. В качестве иллюстративного материала используются кинофильмы и записи спектаклей.
Необходимость проводить подобные встречи, по мнению Александра Ивановича, продиктована тем, что большинство сколько-нибудь значимых культурных явлений сегодняшней жизни проходит мимо нас. И, как правило, мы не знаем, где можно найти такую информацию. Она забивается всевозможными шоу-программами, подменяющими настоящую культуру ее псевдоверсиями. А, по его глубокому убеждению, знать людей, которые что-то меняют в культурной жизни, надо.
1 ноября слушателей «Университета культуры» объединило творчество современного немецкого театрального режиссера Томаса Остермайера, возглавившего театр «Шаубюне» после Питера Штайна. Как и его предшественник, Томас Остермайер известен своими постановками в российских театрах. Его знают прежде всего как «нарушителя канонов».
Он выворачивает образы, представляя известные произведения искусства с неожиданной стороны. Чтобы понимать, о чем в спектаклях заявляет режиссер, нужно знать его язык – при этом, как убедились в воскресенье ангарские зрители, понимать немецкий совершенно необязательно. Профессионализм актеров таков, что читавшие пьесу легко понимают, что происходит на сцене.
Во время занятия собравшиеся смогли посмотреть в записи отрывки из его спектакля «Гамлет» и последнюю работу – «Ричард III», вышедшую в 2015 году и показанную на Авиньонском фестивале, славящемся открытиями в театральном мире. Кстати, на этом фестивале выпускник театра «Факел», а ныне московский актер Алексей Самойлов, получил диплом «За лучшее воплощение чеховской души».
Нарушения канонов причиняют нам душевный дискомфорт, заставляют думать, возмущаться, запоминать, искать объяснения увиденному, возвращают к первоначальному тексту. А значит, становятся предметом нашего культурного развития.
По ходу лекции вспоминались подобные моменты в постановках самого Александра Кононова: принц Датский на инвалидном кресле и теряющие штаны Розенкранц и Гильденстерн в «Гамлете», запах бензина при горящей свече и макеты отрезанных человеческих кистей в «Одноруком из Спокана», песок и вода как действующие лица в «Антигоне». Александр Иванович часто заставляет свою публику задумываться!