С 5 августа и до середины сентября в выставочном зале Ангарского городского музея будет работать выставка картин замечательного русского художника Галины Новиковой. Экспозиция, на открытии которой присутствовали ангарские художники и друзья Галины Евгеньевны, получилась юбилейной вдвойне: в этом году исполнилось 70 лет со дня ее рождения и в сентябре будет 10 лет с тех пор, как ее не стало. Накануне завершилась выставка ее работ в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачева. Обе эти экспозиции стали возможны благодаря Саянской картинной галерее: собрание живописи и графики Галины Новиковой – ее гордость. По признанию Тамары Драницы, старшего научного сотрудника Иркутского художественного музея, искусствоведа и подруги Галины Новиковой, художница любила Ангарск, здесь у нее осталось много друзей, поэтому выставку ее работ в нашем городе никак нельзя назвать случайной.
Экспозиция в выставочном зале, хотя и является ничтожной частью того, что написала художница за свою жизнь, в полной мере отражает мятущуюся творческую натуру Галины Евгеньевны. Она была ученицей выдающегося русского художника-портретиста Аркадия Вычугжанина (его портрет кисти талантливой ученицы также имеется на выставке) – и в подавляющем большинстве ее работ видна огромная заинтересованность автора человеком, хотя, как уверяют друзья, она могла писать абсолютно всё, что ее окружало. С другой стороны, художница училась графике у Георгия Леви и не на шутку увлеклась этим видом изобразительного искусства – из 49 работ, представленных на выставке, 21 полотно графическое, остальные – живописные. Судя по гипсовому портрету Максима Горького, сделанному ею в 16 лет, у нее могло быть многообещающее будущее и в качестве скульптора. Бюст советского писателя в стеклянной витрине музея соседствует с вещами из дома Галины Новиковой, предоставленными для выставки мужем художницы Валерием Распопиным. Среди них – раскрашенные веера, морские раковины (их можно увидеть на картинах «Японская маска» и «Раковина и небо»), старинная книга и – карандашные зарисовки на блокнотных листках.
По свидетельству близких, Галина Новикова никогда не писала портреты на заказ, даже если от этого зависело продвижение по карьерной лестнице. Именно поэтому чиновники от культуры не собирались давать ей звание заслуженного художника СССР, ведь «таланты самостоятельные всегда нежелательны». Узнав, что Галина Евгеньевна при всех своих заслугах всё еще не имеет этого звания, Михаил Ульянов, народный артист СССР, лично съездил за ним в Москву. Кроме него, ее друзьями были Марк Сергеев, Бэлла Ахмадулина, ученые-академики. Столичные знаменитости, приезжая в Иркутск, непременно заходили к ней в мастерскую, и частенько при этом возникала так называемая «портретная ситуация», которая заканчивалась написанием портрета гостя или целой серии таковых. Несмотря на то, что художница некоторое время считалась «невыездной», всех иностранных гостей также привозили к ней, будь то губернатор Аляски, американский сенатор или французские коммунисты. Но гораздо ближе Галине Новиковой были простые люди, которых она переписала целые сотни. В экспозиции есть портреты двух никому не известных старух – ее соседок по даче. Все старожилы, рыболовы и капитаны порта Байкал, где была ее дача, а также безумно ее любившие соседские кошки и собаки побывали ее моделями.
Среди графических работ выставки можно увидеть портрет Альберта Эйнштейна. С его помощью слегка приоткрывается еще одна грань этой универсальной личности. Галина Евгеньевна очень много читала, увлекалась наукой. После ее смерти в мастерской художницы обнаружили книги Исаака Ньютона, Макса Борна, Нильса Бора, Альберта Эйнштейна. По словам Тамары Драницы, иногда казалось, будто она ведет никому не ведомые, непонятные для окружающих диалоги с великими мастерами прошлого: например, с Рембрандтом, который иногда появляется в сюжетах ее произведений.
В последние годы жизни Галина Новикова вернулась к пейзажу. Могла по нескольку часов подряд стоять на берегу Байкала с этюдником, а если было нужно, заходила в ледяную воду и продолжала писать. Многие художники считают, что Байкал оживает только на ее картинах.
Около двадцати лет Галина Новикова отдала преподавательской деятельности, в том числе 16 лет была педагогом в Иркутском училище искусств и выпустила нескольких замечательных живописцев: Светлану Гаращук, Александра Муравьева, Валерия Мошкина и других. Ее работы хранятся в многочисленных музейных и частных собраниях России и мира. Она осталась примером сопротивления, риска в искусстве, огромной творческой глыбой – одним словом, явлением в русском изобразительном искусстве конца ХХ столетия.