Мэр АГО Сергей Петров оценил качество уборки дорог после снегопада
Долго радовавшая ангарчан теплом нынешняя осень разом сменила золотые одеяния на белоснежные. В ночь со 2 на 3 ноября в регионе прошел обильный снегопад, ставший настоящим испытанием на прочность для всех – местной власти, подрядных организаций, занимающихся очисткой дорог, снегоуборочной техники, автомобилистов и обычных прохожих, вынужденных преодолевать на тротуарах препятствия из снежных завалов и наледи. Спустя неделю после этого мэр Ангарского городского округа Сергей Петров собрал представителей СМИ, чтобы подвести итоги проделанной работы по устранению последствий снегопада. Честно указав на минусы, он высказал свои предложения по улучшению ситуации в будущем.
У природы есть плохая погода
Снегопад в ноябре для наших климатических условий явление не чрезвычайное. Однако нынешний «сюрприз» природы получился особенным даже для привычных к непогоде сибиряков. Зима пришла в Ангарск 2 ноября. Да не пришла – привалила! С вечера понедельника до 8 утра следующего дня выпала месячная норма осадков. После этого падение снега продолжилось, и в итоге за сутки мы получили полуторамесячную норму осадков. Ситуацию значительно осложнил резкий перепад температур: с плюсовых показателей до минус 20. Такой температурный казус – это достаточно редкое явление, которое в условиях городской среды чревато образованием ледяной корки на дорожном покрытии. Что и произошло. Если помните, в прошлом году тоже были большие снегопады, но они происходили уже в холодное время года, когда температурный столбик показывал стабильный минус, поэтому наледь не осложняла процесс уборки дорог. В этот же раз наш город сполна испытал на себе последствия обильного снегопада. Из-за обледенения дорожного полотна спецтехнике не удавалось за один проход очистить проезжую часть. За одни сутки был использован весь запас солевого раствора. Этого было недостаточно для такого слоя снега. К счастью, непростые метеорологические условия не стали в Ангарске причиной пробок и роста количества ДТП, как это наблюдалoсь в некоторых других городах региона.
Со снегопадом в Ангарске боролись сотрудники и техника шести подрядных организаций
«Из работы в экстремальных погодных условиях мы извлекли для себя полезный урок. Как показала практика, даже оперативное реагирование снегоуборочной техники не является залогом успеха в борьбе с последствиями снегопада. Работы по очистке дорог начались еще с вечера понедельника, 2 ноября, однако очевидного результата от этого не было, – сказал Сергей Анатольевич. – Почему? Ответ прост: подрядчики просто не справились с объемом работы. И причина этого, на мой взгляд, кроется в недоработках конкурсной документации. Как вы знаете, для выбора исполнителя тех или иных работ по заказу администрации проводятся конкурсы – закон требует выбрать из всех претендентов тех, кто предложит наименьшую стоимость своих услуг. Есть ли у него для этого необходимый персонал, техника и опыт работы – вопрос, к сожалению, второстепенный. Действующий контракт – это наследство, которое нам досталось от прежней городской администрации. На мой взгляд, тогда были допущены определенные недоработки и непродуманность договорных и конкурсных условий. Нельзя выставлять весь объем работ по уборке улиц на один лот. Потому что в нашем городе нет ни одной организации, способной только своими силами очистить дороги после большого снегопада в течение 2-3 суток. А так как цена на аукционе была снижена до минимума, то это обстоятельство не позволило генподрядчику привлечь себе в помощь субподрядчиков».
Давайте еще раз заострим внимание на условиях выбора подрядчиков – только на конкурсной основе, причем приоритетом является низкая стоимость услуг. Выбрать самого оснащенного и опытного в обход конкурсных условий нельзя – сразу последует протест прокуратуры, указывающей на нарушение действующего законодательства. В итоге, кто предлагает самую низкую стоимость, тот и получает контракт. Но понижающий цену в ходе торгов должен осознавать, что он в полной мере несет ответственность и за качество своих работ. В сложившихся обстоятельствах выигравшему конкурс подрядчику элементарно не хватило людей и техники, чтобы оперативно привести заваленные снегом улицы в порядок.
В этот раз ситуацию удалось разрешить только благодаря личным договоренностям сотрудников департамента ЖКХ с подрядчиками и гарантийным обязательствам оплаты, в результате чего к работе по уборке дорог приступили шесть организаций. И до сих пор на улицах Ангарска трудится 34 единицы техники. За минувшую неделю за пределы города было вывезено 2,5 тысячи тонн снега.
Просчитают всё – от маршрута спецтехники до количества снега
По словам Сергея Петрова, в настоящее время готовится документация по проведению конкурсов по уборке дорог на следующий год. Учитывая опыт нынешнего года, планируется разделить муниципальный заказ на несколько лотов, чтобы участники аукциона предлагали свои услуги по уборке не целого города, а определенной его части. 8-10 лотов – это 8-10 территориальных секторов. В итоге подрядчик будет заявляться не столько на желаемый объем денег, сколько на реальный объем работ. При этом выигрaвший конкурс в своем лоте должен будет убирать и дороги, и тротуары. В случае неудовлетворительного качества его услуги будет возможность работать по субподряду. Этот ход – управленческое решение городских властей, направленное на улучшение качества содержания дорог в Ангарске.
В департаменте ЖКХ уверены, что только усиленный контроль за работой подрядчиков позволит добиться желаемого качества работ по уборке дорог. Принято решено по оснащению всех единиц уборочной техники системой GPS-навигации. Таким образом всегда можно будет отследить маршрут машин подрядчика – на какой улице и сколько времени они находятся. Количество часов работы тоже попадет под учет. Оплату решено производить соразмерно затраченному на уборку времени и количеству убранного снега. Так что сводки синоптиков тоже станут своеобразным отчетом о проделанной работе тех, кто будет трудиться на улицах города. Заблаговременная подготовка конкурсной документации должна стать залогом того, что новые муниципальные контракты с подрядчиками будут заключены 31 декабря, а в первые дни 2016 года работы по очистке дорог и тротуаров будут проводиться в полном объеме.
«Мы живем в Сибири, а потому надо быть готовым к немилостям погоды, – сказал Сергей Петров, подводя итог своему выступлению на пресс-конференции. – Зимы у нас холодные, снежные, долгие, так что уборка дорог от снега выходит в это время года на первый план. В этот раз нарекания вызвало и отношение некоторых жилищных управляющих компаний к своим прямым обязанностям по уборке дворов и внутриквартальных проездов. Надо менять эту ситуацию, учитывая полученный опыт и допущенные ошибки».