Этого события ждали многие – в литобъединении Ангарска, в управлении культуры АГО, в далеком издательстве Ижевска, ну и, конечно, сам виновник события Анатолий Осауленко. В конце октября состоялся выход в свет его стихотворного сборника. Под обложкой с названием «Мгновения вдохновения» – 120 страниц рифмованных строчек о самом главном…
Я уже и не помню точно, сколько лет мы знакомы с Анатолием Кузьмичем. Давно! Нас связывает творческая дружба, как мне кажется, очень искренняя и взаимообогащающая. Но сказать, что я хорошо его знаю, не берусь до сих пор. Потому что понять его многогранную натуру творца очень непросто. Как и остаться равнодушным к нему самому и его творениям. Он скульптор – автор большинства монументальных памятников Ангарска, в том числе памятника политкаторжанам (декабристам) на Московском тракте, памятника Ленину на территории АЭХК, композиции «Родина-мать» в Музее Победы, стелы в честь награждения Ангарска орденом Трудового Красного Знамени в парке Строителей, бюста Дзержинского возле отдела полиции в 205 квартале и еще множества скульптур в разных городах и музеях России. Он художник, член Союза художников России, умеющий точно подмечать настроение и скрытые порывы души своих героев. Он фотограф, любящий людей и город на своих снимках. Он мечтатель, стремящийся сделать Ангарск краше, а всех живущих в нем – счастливее. И он поэт, готовый в своих стихах (его первый авторский сборник под названием «Скрижаль из валуна» был издан в 2005 году) выкрикнуть то, что он не решается сказать в прозе, с глазу на глаз… Только после издания сборника «Мгновения вдохновения» я поняла: хочешь узнать настоящего Осауленко – прочти его стихи.
Мечусь в пространстве бесконечном
Над пропастью непознанных основ.
Я в спешке по дороге млечной
Меж звездами порвал сапог.
По земле он ходит неспешно, оберегая свою раненную в военном детстве ногу, опираясь на самодельную трость. Но на самом деле в своих мыслях, в сердце, душе, желаниях «мечется над пропастью», рвет сапоги и гитарные струны.
Сердце жмет, душа в угаре
Мается тоскою,
Струны жизненной гитары
Рвутся с беспокою.
Анатолий Кузьмич не любит разговоров о своем возрасте. Это не женское кокетство. Просто он иногда совершенно точно забывает, что ему 80, а не 30. Потому что живет, мыслит и творит он сейчас, как в 30 лет. Не боясь рисковать и экспериментировать. Это противоречие объективного и творческого возраста особенно заметно в его любовной лирике. В одних стихах – он пылкий, увлеченный страстью юнец. В других – умудренный годами старец, нежно стерегущий свою запоздалую любовь.
Как хорошо, что ты была
Средь пустоты печальной
Во сне, как наяву, плыла,
Оставшись выстраданной тайной.
Когда болела сплошь душа
В осеннее ненастье,
О, как была ты хороша,
Распеленовывая счастье.
Завидовал я сам себе,
Смущаясь собственного лика,
Когда в ответ моим глазам
Твои глаза бросали блики
•••
Как хорошо, что до утра
Была, была, была, была!
Любимая,
теперь – вчера.
Осауленко удивительно современен. Пусть никого не вводит в заблуждение год его рождения в паспорте. Достаточно открыть новый сборник стихов – там поэмы, посвященные героям Великой Отечественной войны, строчки о перестроечной разрухе, трагедии в Беслане, о днях вчерашних, сегодняшних и завтрашних. И о Боге – как чувствует и понимает его, не придерживаясь канонов и традиций, не оглядываясь на чужое мнение.
Его поэзия не так проста, как может показаться кому-то на первый взгляд. Она изобилует неологизмами (придуманными автором словечками), вольностью в постановке ударений. Непостоянен он и с размером стиха, ударяясь то в Маяковского, то в Есенина.
Так Пушкин или не Пушкин?
Подбором изданных стихов
В чужом гнезде птенцом кукушки –
Моей души певучий слог.
На крыльях мартовского ветра,
Под щебетание весны
Я внес тот слог на холку вепря
Для возбужденья сатаны.
Теперь и сам не рад поющим,
Свистящим, плачущим ветрам,
От постоянства страстью жгучим,
Дотла сжигающим кострам.
•••
Уже уняв порыв былинный,
Беспечно предложив стишок,
Итогом исповеди длинной –
Рублю строку под корешок.
Как видишь, вовсе я – не Пушкин,
Хотя учил язык славян.
Подкидыш я – яйцом кукушки –
В гнездо певучим соловьям.
Презентация нового сборника стихов «Мгновения вдохновения» прошла 28 октября в филиале №3 ЦБС на площади Ленина. Кстати, выражение «Не читайте Осауленко вслух!» – принадлежит ведущей творческой встречи Анатолия Кузьмича с поклонниками его творчества заведующей отделом абонемента библиотеки Ольге Тирских. Она считает, что эти стихи на слух воспринимаются сложно, истинный смысл, хитроумно заплетенный в рифму, открывается читателю только наедине с книгой. Позже я вынуждена была согласиться с этим. Этот сборник оказался шкатулкой с секретом, главный из которых – душа поэта. Читаешь про себя, а в голове звучит голос автора. И вся его жизнь и чувства – как на ладони. Магия истинной поэзии!
Сборник, в который вошли все поэтические произведения Анатолия Осауленко за последние 10 лет, сам автор называет «приветом от Елены Кириченко». По распоряжению бывшего начальника отдела культуры книга стихов известного ангарского скульптора была включена в проект поддержки местных литераторов и издана на бюджетные средства. В ижевском издательстве отпечатали 500 экземпляров «Мгновений вдохновения». Часть тиража уже разошлась по городским и школьным библиотекам, часть осела на книжных полках многочисленных друзей и коллег Анатолия Осауленко. В ближайшее время сборник должен поступить в продажу в книжной сети.
«Жаль, учеников в скульптурном ремесле у меня нет и никогда не было, – признался Анатолий Кузьмич. – Почему так вышло? Сначала я сам не был уверен, что делаю что-то стоящее. Сомневался в себе, несмотря на многочисленные премии и утверждения проектов. Скульптуры уходили в народ, я работал еще больше и больше, некогда было передавать накапливаемый опыт. На презентации книги меня пришли поздравить юные художники, воспитанники Михаила Ивашко, и, глядя на них, я остро понял, как был бы счастлив иметь рядом с собой вот таких же мальчишек и девчонок. Сейчас остается только сожалеть об этом».
В душе у мастера живут не только сожаления, но и надежды на воплощение творческих планов. Прежде всего – проектов по монументальной скульптуре. Но это уже совсем другая история. Увы, прозаическая….