Рубрика
Происшествия и криминал
Многие люди предпочитают хранить свои денежные средства не дома, а на получивших в последнее время широкое распространение банковских пластиковых картах. Практически у каждого из нас имеется такая карта, зачастую и не одна. Для того чтобы максимально использовать все функциональные возможности банковских карт, была создана услуга «Мобильный банк», которую предоставляет держателям своих карт Сбербанк России. Клиент может подключить данную услугу, чтобы осуществлять денежные переводы, следить за балансом лицевого счета своей карты и многое другое. Удобно? Несомненно! Однако в последнее время участились обращения граждан в отделения полиции с заявлениями о том, что с их банковской карты пропадают денежные средства, хотя операций по переводу или оплате услуг они не совершали и банковская карта всегда находилась при владельце. Так, с начала 2015 года возбуждено более 100 уголовных дел по фактам тайного хищения денежных средств с банковских карт. Зачастую причиной подобных преступлений служит то, что держатели банковских карт по тем или иным причинам меняют номера своих сотовых телефонов, при этом забывая отключить услугу «Мобильный банк». В данном случае ПАО «Сбербанк России» не несет никакой ответственности за списанные денежные средства, так как именно клиент (согласно договору обслуживания), который подключает услугу, несет полную ответственность за указание номера телефона, к которому будет привязана услуга.
Во избежание хищений с банковских карт и иных негативных последствий не забывайте при смене своих сотовых номеров убедиться в том, что от вашего прежнего номера отключена услуга «Мобильный банк». Хотелось бы отметить, что в случае, если вы отключили услугу «Мобильный банк» и списание произошло без вашего ведома, то в соответствии со ст. 9 Закона «О национальной платежной системе» банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения уведомления. Получив уведомление о списании денежных средств, вы в течение суток должны сообщить банку о недействительности проведенной операции. В данном случае банк будет обязан компенсировать потери.
Также нередки случаи заражения вредоносным программным обеспечением сотовых телефонов с предустановленной операционной системой «Андроид». В случае заражения пользователь аппарата не видит никаких изменений, за исключением того, что он перестает получать сообщения от информатора 900. На самом деле сообщения поступают в прежнем режиме, однако хранятся в скрытой папке аппарата. При заражении телефона вирусным ПО файл вируса начинает выполнять операции, связанные с услугой «Мобильный банк», отправляя команды и коды подтверждения от имени держателя карты, которая привязана к абонентскому номеру, в связи с чем ПАО «Сбербанк России» не имеет возможности отличить действительные команды держателя карты от тех, которые отправляет вредоносная программа. При тщательном изучении аппаратов жертв зачастую не удается обнаружить файлы вредоносных программ, так как они после трех-четырех дней своего функционирования самоликвидируются. Также все большую популярность набирают мошенничества, осуществляемые по схеме отправки сообщения о блокировании банковской карты либо снятии денежных средств. Злоумышленники обманным путем вынуждают перевести на баланс абонентского номера денежные средства. В таком случае единственно верным решением будет незамедлительное обращение в офис компании сотовой связи, в адрес которой направлен платеж. Если сделать данное действие незамедлительно, то велик шанс возврата денежных средств на основании ошибочного перевода.
Роман Губкин,
следователь следственного отдела №1 СУ УМВД России по г. Ангарску