Когда в ноябре 1953 года первый трамвай побежал по улицам строящегося Ангарска, это стало большим событием для всех жителей города. И сегодня трамвай является одним из самых востребованных видов общественного транспорта у горожан. Однако мало кто знает, что в последние годы над предприятием несколько раз дамокловым мечом нависала угроза ликвидации. Только за последние пять лет на посту директора побывало пять человек, а хорошего хозяйственника, заинтересованного в процветании «Ангарского трамвая», среди них не нашлось. Иные руководители не скрывали, что они ведут дело к расформированию трампарка. В августе 2011 года дело дошло до публичных слушаний – тогда предприятие спасли горожане, выступившие против ликвидации МУПа.
С приходом нового руководства появились надежды на возрождение прежней эксплуатационной способности муниципального предприятия. Новый директор Артем Бондарев нашел поддержку своим начинаниям у администрации городского округа. И вдруг по городу пронеслась новость: часть маршрутов решено закрыть. Неужели дела у нашего трамвайного предприятия совсем плохи? 10 ноября в ходе брифинга ситуацию в «Ангарском трамвае» прокомментировал мэр Ангарского городского округа Сергей Петров. Он рассказал о перспективах предприятия и готовящихся административных решениях, касающихся организационных вопросов работы трампарка.
По словам Сергея Анатольевича, сегодня перед МУП «Ангарский трамвай» поставлена задача: выйти из убыточности, достичь хотя бы нулевой рентабельности. Задача сложная. В настоящий момент из бюджета АГО дотируется работа ряда муниципальных предприятий, и одно из наиболее дотируемых – это как раз «Ангарский трамвай». Более 50 процентов всех средств на поддержание деятельности составляют дотации из бюджета. В этом году на эти цели было заложено свыше 63 миллионов рублей. Чтобы было понятно, объясним так: 810 рублей ежегодно каждый работающий ангарчанин перечисляет на содержание трампарка.
Разработан ряд мер, который позволит предприятию нормально функционировать, исполнять свои прямые обязанности по перевозке пассажиров внутри города. Некоторые из них можно назвать кардинальными, но в итоге они должны привести к улучшению качества пассажирских услуг.
Прежде всего стоит сказать о тех мерах, которые не связаны с маршрутными сетями. Как и 60 лет назад, сегодня «Ангарский трамвай» является предприятием, необходимым городу. И надо сделать все возможное, чтобы его сохранить для ангарчан. Однако ситуация, которую мы наблюдали в последние годы, не вызывает оптимизма – ухудшается материальная база трампарка, на глазах ветшает подвижной состав, в плачевном состоянии находятся пути и контактная сеть. И это при значительном объеме бюджетных дотаций. Чтобы остановить этот процесс развала старейшего предприятия города, администрация АГО разработала ряд неотложных мер по оздоровлению «Ангарского трамвая». Предварительно была проведена большая работа по изучению объективной ситуации, анализу хозяйственной деятельности, мониторингу пассажиропотока.
«В первую очередь должна быть решена проблема перевозки льготных категорий пассажиров, – сказал Сергей Петров. – В ближайший планах ввод в действие системы электронного учета пассажиров, которая имеет два несомненных достоинства: прозрачность расчетов и справедливое распределение дотаций согласно реальным затратам. Внедрение такой системы позволит «Ангарскому трамваю», даже по самым приблизительным подсчетам, увеличить выручку до 20 процентов – это около 10 миллионов рублей в год. Это о прозрачности расчетов. А что понимать под справедливым распределением дотаций? В настоящее время поступающие на территорию средства распределялись между перевозчиками согласно выданным проездным билетам, а не фактически осуществляемым поездкам. А должно быть с точностью до наоборот! Совсем недавно обсуждение этого вопроса было поднято на встрече с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, который разделяет позицию справедливого распределения дотаций между перевозчиками. С нового года система электронного учета пассажиров должна быть внедрена на ангарском городском транспорте, и льготников будут учитывать по совершаемым поездкам. Сегодня ситуация такова, что, перевозя значительное количество пассажиров, имеющих право на транспортную льготу (всего в нашем городе такое право имеют 26 тысяч человек), «Ангарский трамвай» получает дотационное возмещение за 30 проездных билетов! Повторяю: с 2016 года, после введения в действие электронного учета пассажиров и оплаты из бюджета каждой поездки льготника, дополнительный доход «Ангарского трамвая» должен составить 16 миллионов рублей в год. И это очень реалистичный прогноз. Суммарный финансовый результат этого нововведения должен принести предприятию 26 миллионов рублей. На сегодняшний день новая система прошла тестирование, технически исполнена и ожидает запуска».
В плане первого этапа оптимизации предусмотрена еще одна статья доходов, которая, по прогнозам специалистов, должна принести «Ангарскому трамваю» дополнительные 10 миллионов рублей. Речь идет о размещении рекламы в вагонах, сдаче в аренду частному бизнесу (прежде всего интернет-провайдерам, сотовым операторам) опор контактных сетей, аренде прочего имущества.
И наконец, о самой непопулярной мере процесса оптимизации работы предприятия. Речь идет о планах по изменению маршрутов №5 и №11, а также ликвидации маршрута №10. То есть трамваи, которые пересекали Московский тракт по улицам Кирова и Чайковского, отныне не будут двигаться в сторону завода бытовой химии и завода полимеров. Трамваи маршрутов №5 и 11 теперь будут разворачиваться на остановке «Пересечение» и ехать в сторону управления комбината, откуда «пятерка» будет поворачивать в сторону Кислородной и возвращаться в город по улице Чайковского.
«Мониторинг пассажиропотока показал, что среднесуточное пользование этими маршрутами составляет всего 40 человек, – сказал участникам пресс-конференции Сергей Анатольевич. – Каждое утро такое количество человек садится в трамвай, чтобы доехать до работы, и вечером столько же пассажиров возвращается домой. Себестоимость одной поездки при такой низкой загруженности маршрута составляет 216 рублей. Как известно, сам пассажир из этой суммы оплачивает только 14 рублей. Остальное покрывает бюджет».
Дешевле такси нанимать для каждого, чем трамвай пускать для 40 человек! Расходы на содержание такого маршрута обходятся казне в 4,5 миллиона рублей в год. Для большей наглядности можно разделить эту сумму расходов на всех налогоплательщиков Ангарска: получается, что каждый из нас ежегодно платит из своего кармана по 56 рублей за перевозку этих 40 пассажиров.
Отмена убыточного и мало используемого населением маршрута приведет к значительной экономии бюджетных средств. А высвободившиеся вагоны встанут на рельсы самых востребованных городских маршрутов, сократив тем самым время ожидания пассажиров на остановках. Кроме того, одновременно с этим решится вопрос и по обеспечению безопасности пассажирских перевозок: именно на этом маршруте участок путей находится в наиболее аварийном состоянии, и без реконструкции мы можем получить либо серьезную дорожную проблему, либо постепенное ветшание трассы вплоть до полного ее разрушения. После прекращения эксплуатации этот участок путей и контактная сеть будут демонтированы сотрудниками предприятия, и целые элементы рельсов в будущем пригодятся в ремонте трамвайных путей в городе.
Как же будет решаться проблема перевозки этих 40 пассажиров? Автоколонна 1948, впрочем как и другие автоперевозчики, готовы сотрудничать с предприятиями и предоставлять служебный транспорт. Ну а большинство предприятий, расположенных в промзоне, давно уже доставляет своих сотрудников на работу ведомственным транспортом.
Реализация всех названных мер по оптимизации деятельности «Ангарского трамвая» позволит значительно уменьшить дотационную зависимость предприятия, а муниципальному бюджету – сократить расходы до 40 миллионов рублей в год.
Сегодня «Ангарский трамвай» – самое дотируемое муниципальное предприятие города. В 2015 году на содержание трампарка в бюджет заложено более 63 миллионов рублей. Получается, что каждый работающий ангарчанин ежегодно перечисляет на его содержание 810 рублей.
С 2016 года во всех вагонах трампарка будет введена система электронного учета пассажиров. Реалистичный прогноз ожидаемых дополнительных доходов от этого нововведения составляет 26 миллионов рублей в год.
Ликвидация убыточного трамвайного маршрута позволит сэкономить до 4,5 миллиона бюджетных рублей ежегодно.