В этом году на пульт 03 поступило около 80 тысяч звонков от ангарчан
«Скорую» не зря называют «передовой» медицины. Бригады 03 первыми прибывают на помощь пациентам, жизни которых угрожает опасность. Именно от действий врачей в первые минуты вызова, от их оперативной оценки состояния больного часто зависит, останется ли человек жив. Нередко люди в белых халатах работают в экстремальных условиях – день и ночь, в любую погоду, дома, на дачах, на дорогах, на улицах и в темных дворах спасают людей, попавших в аварии, ставших жертвами несчастного случая или преступления, мучимых тяжкими недугами. С какими жалобами на свое здоровье чаще всего ангарчане звонят в 03? В каких случаях стоит немедленно вызывать бригаду «скорой», а в каких достаточно будет поликлинического приема? На эти и другие вопросы, касающиеся организации работы «скорой помощи» в Ангарске, отвечает главный врач БСМП Борис Басманов.
– Борис Геннадьевич, Станция скорой медицинской помощи является структурным подразделением БСМП. Сколько машин «скорой» находится на балансе больницы, сколько бригад одновременно выходят в смену, каков штат станции ?
– На ССМП круглосуточно работает 20 бригад и столько же санитарных автомобилей. Всего на балансе состоит 23 санитарных автомобиля. Штатное расписание предусматривает 230 должностей, из них фельдшеров – 167, врачей – 63. Физических лиц на линии работает 168 человек, плюс около 100 человек водительский состав. Возглавляет станцию скорой медицинской помощи Александр Комогорцев. В среднем в сутки поступает 250-300 вызовов. В 2014 году диспетчеры 03 приняли 97015 обращений, за 10 месяцев 2015 года – 77432.
– Всем ли необходимым оснащены кареты «скорой помощи»?
– Бригады оснащены всем необходимым: и лекарственными препаратами, и специальным оборудованием для качественного оказания медицинской помощи. Наука не стоит на месте, постоянно появляются новые методики и оборудование, которые мы внедряем в своей службе.
– Не секрет, что скорость «скорой» имеет подчас решающее значение в том, будет ли пострадавший жив. Скажите, какие нормативы по времени приезда на вызов приняты в службе? Менялись ли они в последние годы?
– Норматив времени доезда составляет 20 минут. Он действует вне зависимости от удаленности вызова. Несмотря на компактность нашей территории, существует много отдаленных точек (Савватеевка, Мегет, Ивановка, Одинск, садоводства и т.д.). Однако каждая бригада старается приехать к пациенту как можно раньше, тем более если речь идет о ДТП, несчастных случаях, тяжелых травмах, остром состоянии у ребенка. Хотелось бы обратить внимание администрации Ангарского городского округа на состояние внутридворовых проездов, которые к тому же еще и плотно заставлены транспортными средствами.
– Как вам удается объезжать пробки, особенно в часы пик? Пропускают ли ангарские водители машины «скорой»?
– На ССМП работают высококлассные водители, которые хорошо ориентируются в ситуации на дорогах, но даже им объехать пробки удается не всегда. Конечно, есть дисциплинированные водители, которые с уважением относятся к специализированной машине с синим проблесковым маячком. Когда не пропускают машину «скорой помощи», мне хочется спросить водителей: «А если бы «скорая» ехала к вашим родным, вы бы поступили так?»
– Некоторые наши читатели утверждают в своих обращениях, что на вызов иногда приезжает не врачебная, а фельдшерская бригада. Так ли это на самом деле? Все ли фельдшеры способны разобраться в трудных случаях заболевания?
– На станции имеются как врачебные, так и фельдшерские бригады. Весь медицинский персонал имеет специализацию по скорой медицинской помощи, а также соответствующие сертификаты, многие имеют категории, которые подтверждают каждые 5 лет. Действительно, на вызов может приехать как врачебная, так и фельдшерская бригада. Это зависит от повода вызова и наличия свободных бригад. Если вам плохо, что вы предпочтете: чтобы вам начал оказывать помощь опытный фельдшер или ждать, когда освободится врач? Надо отдать должное фельдшерскому составу станции скорой медицинской помощи, способному самостоятельно разрешать практически любые экстренные ситуации.
– Существует ли специализация бригад? Если да, то насколько востребованы именно такие бригады? Как часто жители Ангарска прибегают к их помощи? Если ли в штате БСМП коммерческие выездные бригады?
– В смену медицинская помощь населению города и района осуществляется 1 кардиологической, 1 психиатрической, 1 акушерской, 3 педиатрическими бригадами, остальные – общепрофильные. Если поступает вызов и есть свободная профильная бригада, то выезжает она. Если же профильные заняты, то на вызов выезжает любая свободная бригада. В случае необходимости приехавшая на вызов бригада может вызвать «на себя» профильную. Работа СМП – сложный отлаженный процесс, где каждый знает, что делать. В соответствии с программой государственных гарантий скорая медицинская помощь оказывается по полису ОМС, на ССМП коммерческих бригад нет. Но в БСМП имеется дополнительная платная услуга по перевозке пациентов, не нуждающихся в экстренной медпомощи (транспорт из стационара домой, доставка в поликлинику маломобильных пациентов и т.д.).
– В последнее время по России прокатилась волна нападений на врачей бригад «скорой», есть даже факты убийства персонала – об этом пишет центральная пресса. Бывало ли подобное в Ангарске? Как вы считаете, можно ли сделать работу выездных бригад более безопасной?
– Случаи нападений на медицинский персонал СМП, к сожалению, нередки и в нашем городе. Последнее нападение на фельдшера случилось 2 ноября 2015 года. Часто пациенты и их родственники вымещают на медицинских работниках свою злобу и обиду в экстренных ситуациях, и не последнюю роль в этом играет алкоголь. На мой взгляд, для повышения безопасности бригад необходимо на законодательном уровне усилить ответственность за применение насилия к медицинскому персоналу и в этом отношении приравнять его к сотрудникам полиции. Хочется отметить оперативные действия силовых структур, которые зачастую помогают медикам разобраться в создавшейся ситуации.
– С какими жалобами на нездоровье чаще всего звонят ангарчане на станцию «скорой помощи»?
– Наиболее часто поводами для обращений на ССМП являются заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и травмы. Статистика причин вызова «скорой» дает наиболее наглядную картину того, чем болеют ангарчане и в специалистах какого медицинского профиля наиболее нуждаются. За 10 месяцев 2015 года: в связи с болезнями сердца вызовы поступили в 16351 случае, в связи с несчастными случаями их было 7101, в связи с инфекционными заболеваниями – 2744, с отравлениями – 1020, с ДТП – 275.
– Борис Геннадьевич, дайте нашим читателям рекомендации, в каких случаях стоит непременно набирать 03, а в каких можно справиться дома своими силами или записаться на прием к врачу в поликлинике.
– Скорая медицинская помощь нужна в тех случаях, когда есть угроза жизни (потеря сознания, судороги, удушье, боли в сердце, отравления, травмы, любые кровотечения, роды, острые боли в животе, острые состояния у детей, особенно до года, и т.д.). В случаях, когда человек себя плохо чувствует, но нет признаков угрозы для жизни, нужно обращаться в службу неотложной помощи при поликлинике. Специалисты данной службы также оказывают медицинскую помощь на дому. В случае декомпенсации хронических заболеваний, например при повышении АД у больных гипертонией, стоит принять препараты, которые вам назначил ваш лечащий врач, и, если не будет эффекта, вызвать врача на дом.
Вообще, проблема обоснованности вызовов – это тема отдельного разговора. Я думаю, этот сложный, но важный разговор стоит поднять на страницах газеты. Могу поделиться своими впечатлениями от организации «скорой помощи» населению во Франции. В том же Париже оценка уровня сложности проблемы, с которой обращается звонящий, происходит на нескольких уровнях. Сначала с человеком работает диспетчер, потом он передает звонок врачу-консультанту, и только тот при необходимости отправляет на место бригаду врачей. Обладая широкими полномочиями, он также может направить ближайшую по территории машину спасателей, пожарных или полиции. Истории болезни и обращений за медицинской помощью каждого жителя города собраны в едином информационном центре, так что медики спешат на вызов к уже «знакомому» пациенту и имеют возможность более оперативно и объективно оценить его состояние и оказать первую помощь. Как показывает статистика, случаев, когда людям действительно требуется экстренная медицинская помощь, не так много – около 10 процентов от общего количества всех вызовов, поступающих на «скорую помощь». Во всех остальных случаях достаточно квалифицированной телефонной консультации. Что и практикуется во Франции. У нас же сила медицинского совета, дистанционной консультации законодательно не закреплена. Нет и электронной базы историй болезни ангарчан. Вот и получается, что бригады выезжают к порезавшим палец или на повышение температуры при ОРВИ, тратя время и оставляя без оперативной помощи тех, кто действительно в ней нуждается. Или еще хуже: звонит женщина с жалобой на острое отравление у мужа. А он банально пьян, скандалит, отказывается от помощи врачей и на все уговоры отвечает, кивая в сторону супруги: «Она вас вызвала? Вот ей и помогайте!» Формально он прав. Не стоит воспринимать бригаду «скорой» как команду бесплатных лечащих врачей и помощников во всех житейских бедах. Набирайте 03, только когда вашей жизни или жизни ваших близких угрожает опасность.
– Хотелось бы затронуть тему жалоб на работу врачей станции. Подобное есть в работе любой службы. Что чаще всего не устраивает ангарчан, на что они жалуются? Каков механизм работы с жалобами населения?
– Люди обращаются за скорой медицинской помощью в сложных жизненных ситуациях, они ждут от персонала не только медпомощи, но и решения других проблем, которые не в компетенции медицинских работников данной службы. «Скорая помощь» не назначает лечение, не выдает листки нетрудоспособности, для госпитализации есть строгие показания. К сожалению, одиноко проживающая бабушка с гипертоническим кризом после снижения давления не подлежит госпитализации. По-человечески мы сочувствуем, но лечение должно быть организовано в плановом порядке амбулаторно-поликлинической службой. А людям кажется, что к ним отнеслись без должного внимания и пишут жалобы.
Еще одна причина жалоб – долго ехали. Вызовов поступает много, у нас есть свои часы пик, и не всегда есть свободные бригады, кроме того, при обслуживании вызовов учитывается повод и место вызова. Со всеми обращениями граждан, поступившими на ССМП как в устной, так и в письменной форме, проводится работа. Проводится служебное расследование, допущенные ошибки разбираются на планерках и конференциях, виновных наказывают. Хочу также обратить внимание ангарчан на то, что все телефонные переговоры диспетчеров 03 записываются.
– Борис Геннадьевич, давайте закончим наш сегодняшний разговор советами специалиста о том, как нужно правильно вызывать «скорую помощь». При кажущейся простоте вопроса многие не знают (или в экстренных ситуациях теряются), что говорить в первую очередь, набирая 03.
– Да, думаю, будет не лишним напомнить об этом. Вызывающие (больной, пострадавший, родственники, другие лица) должны:
– четко ответить на все вопросы диспетчера, принимающего вызов;
– назвать точный адрес вызова (населенный пункт, улицу, микрорайон, номер дома и квартиры, этаж, код, номер подъезда), иногда необходимо уточнить пути подъезда к адресу или месту нахождения больного или пострадавшего, назвать его общеизвестные ориентиры;
– назвать фамилию, пол, возраст больного или пострадавшего. Если вызывающему неизвестны паспортные данные больного или пострадавшего, то необходимо указать его пол и примерный возраст;
– максимально точно и достоверно описать жалобы больного или пострадавшего;
– сообщить, кто и с какого номера телефона вызывает бригаду «скорой помощи»;
– по возможности организовать встречу вызванной бригады у ворот дома или подъезда;
– обеспечить бригаде беспрепятственный доступ к больному или пострадавшему и необходимые условия для оказания медицинской помощи;
– по возможности представить паспорт и страховой медицинский полис.
От того, как четко вызывающий будет отвечать на вопросы диспетчера и перечислять жалобы, послужившие причиной вызова, зависит скорость приезда бригады.
И напоследок хочу пожелать всем ангарчанам здоровья. Пусть у вас будет как можно меньше поводов для вызова «скорой помощи»! Спокойные смены на станции – это показатель общего благополучия в городе.
Как позвонить 03 с сотового телефона разных операторов?
Вызов бригады скорой медицинской помощи осуществляется со стационарного телефона набором номера 03, а также при личном обращении граждан. Вызов бригады скорой медицинской помощи с мобильных телефонов осуществляется в соответствии с рекомендациями операторов сотовой связи: «Теле-2» (03*), МТС (112), «Мегафон» (030), «Билайн» (003). Существует единый номер для всех операторов связи (103).