Стройная колоннада главного входа, украшения из лепнины по фасаду, широкие лестничные марши с резными деревянными перилами, полы со сложным рисунком паркета бального зала… Есть в Ангарске дворец, в котором никогда не жили цари и императоры, зато непременно бывал каждый живущий в городе. В этом году Дворец культуры «Нефтехимик» – уникальное творение ленинградских проектировщиков, один из лучших образцов архитектуры неоклассицизма середины прошлого века, и по сей день являющийся украшением центральной части Ангарска, – отметил 60-летие.
…У зданий, как у людей и городов, своя судьба. У кого-то она короткая, у кого-то наполнена трагическими или счастливыми событиями. Дворцу культуры «Нефтехимик» с самого начала было предназначено играть особую роль в городе, рожденном Победой. Он был задуман, спроектирован и детально описан в тысячах километрах от Сибири, в послеблокадном Ленинграде, где в 1949 году в архитектурно-планировочной мастерской №4 Витенберга (Ленинградское отделение треста «Горстройпроект») архитекторы Тарантул и Давыдов выполняли заказ Объекта №16 (будущего Ангарского нефтехимического комбината) по созданию дома культуры с зрительным залом на 800 мест.
Только представьте себе: тогда-то и города такого – Ангарска – на карте страны не было, а в далеком Ленинграде занимались проектом настоящего дворца для небольшого рабочего поселка Сталинска, первые жители которого ютились в тесных землянках! Известно, что 18 сентября 1949 года на рассмотрение Иркутской областной архитектурной комиссии ленинградские проектировщики представили несколько вариантов будущего дворца культуры, но в итоге к разработке был рекомендован первый, который теперь хорошо знаком каждому ангарчанину.
Ленинградскими сибиряками называли сами себя сотрудники Горстройпроекта Северной Пальмиры. Каким-то удивительным образом им удалось заложить здесь, в ту пору в глухих таежных и болотистых местах, основу будущего города нефтехимиков – с ровными рядами кварталов и микрорайонов, широкими проспектами и зелеными парками. По замыслу группы архитекторов, две центральные улицы – Ленина и Сталина (с 1961 года улица Карла Маркса) – при пересечении образовали площадь, обрамленную административными и жилыми зданиями, венцом которой является дворец культуры. В архитектурном единстве построено и примыкающее здание библиотеки. Изначально в этот ансамбль проектировщики включили также и спортивный павильон (ныне здание спортшколы «Победа»), и городской сад (ныне парк Нефтехимиков). Когда в 1955 году все основные строительные работы были завершены, никто уже и не вспомнил, что начинали-то строить поселок Объекта-16… Город, получивший свой окончательное название и статус в 1951 году, приобрел своеобразный узнаваемый облик, несущий некоторые черты исторической части Петербурга. Но даже в легендарном городе на Неве нет второго ДК «Нефтехимик», многие элементы которого создавались по индивидуальным проектам трех талантливых архитекторов – Тарантула, Давыдова и автора эскизов лепнины Зильберберга.
Нам в руки попал уникальный документ, имеющий большую историческую ценность, – технический проект Ленинградского отделения Горстройпроекта 1950 года с подробными чертежами всех помещений и рисунками лепнины ДК «Нефтехимик», что вот уже 60 лет является неотъемлемой частью Ангарска, его архитектурным достоянием и определяет облик центральной части города. В рамках этой публикации приведем небольшой отрывок из технического проекта, составленного в середине прошлого века. В сухих технических описаниях ленинградских проектировщиков легко угадываются знакомые дворцовые очертания…
«... Расположение дома культуры на данном участке дает центральное, выгодное с точки зрения архитектурно-композиционного решения, положение здания, максимально приближенное к жилым домам, что создает удобство обслуживания жителей. Связь с городским садом дает возможность организации работы клуба на чистом воздухе.
Перед главным входом имеется уширенная площадка тротуара для размещения приходящей и уходящей массы посетителей. Кроме того, предусматривается площадка для стояния автомобилей.
Здание дома культуры занимает угловой участок и является частью архитектурного ансамбля всей площади и прилегающей к ней застройки. Отсюда вытекает композиционный прием и характер решения фасадов. Здание решается ассиметричным с выделением основного объема по оси широкой бульварной магистрали, ведущей к площади. Входная группа этого объема выделяется партиком, подчеркивающим театральность здания. Пространственно решенный с богатой светотенью и большими проемами портик четко должен восприниматься с большого расстояния. Широкая лестница придает портику парадный и торжественный характер. Рисунок фриза должен усиливать впечатление легкости портика.
Фасад клубной части решается спокойно, с простым ритмом трехчетвертных колонн. Пластически решенная стена переходит в ажурный, с тем же спаренным ордером вход в сад. Последний объединяет композиционно здания дома культуры и библиотеки.
Фасад, выходящий на ул. Ленина, повторяет мотив клубной части здания с выделенным особым объемом кассового вестибюля. Этому объему отвечают аналогично решенный выступ Дома связи, что создает как бы пропилеи – начало большой магистрали.
Фасад, обращенный в сад, обогащается небольшой ретондой, придающей ему парковый характер.
Помещения дома культуры четко делятся на два комплекса: театральный и клубный. Театральный комплекс занимает главную часть здания. Объем его располагается по оси широкой бульварной магистрали – пр. Ленина, ведущей от предприятия к центральной площади поселка. Театральный комплекс делится на зрелищную группу помещений и сценическую часть.
Зрелищная часть состоит из кассового вестибюля, вестибюля с гардеробами, главной лестницы, фойе, кулуаров, зрительного зала, театрального буфета, курительной, уборной, кинопроекционной.
Кассовый вестибюль размещается обособленно от основного вестибюля и имеет самостоятельный вход со стороны бульвара. Размещение его таким образом рекомендуется практикой современного театро- и киностроительства и удобно функционально, так как рассредотачивает массу посетителей театра, устраняет скопление большого числа людей в одном помещении и упрощает загрузку зрителей в театр.
В вестибюль с гардеробами ведут три тамбура, дающие возможность прямой загрузки посетителей в летнее время и через три ряда последовательно открывающихся дверей в зимнее время. Такое размещение гардеробов (симметрично, с двух сторон) удобно: гардеробы исключаются из графика движения зрителей в летнее время, устраняется возможность встречных и пересекающихся потоков зрителей, и, наконец, гардеробы находятся вне холодных потоков воздуха, образующихся при открывании тамбуров. Стены штукатурятся известковым раствором и окрашиваются высококачественным казеиновым составом в теплый тон. Потолок кессонированный, с устройством в каждом кессоне световых плафонов. Пол мозаичный, по специальному рисунку.
Главная лестница расположена между вестибюлем и фойе с одной стороны и зрительным залом с другой стороны и является связующим элементом между всеми основными помещениями театра. Лестница начинается широким маршем из вестибюля, потом раздваивается и двумя широкими маршами ведет к фойе и кулуарам балкона. Ступени облицованы дубовым паркетом, ограждение деревянное, с балясинами из дуба. Стены штукатурятся и окрашиваются казеиновым составом.
Фойе решено в виде парадного зала, окруженного галереей с трех сторон. Четвертая сторона открыта на главную лестницу.
Помещение оформляется колоннадой ионического ордера. Фойе освещается естественным светом через большие окна-витражи.
Находясь в стороне от основных потоков движения публики, фойе может быть использовано как удобный и просторный танцевальный зал. Стены фойе штукатурятся с последующей покраской казеиновым составом в два тона. Капители колонн, карниз и потолочные розетки гипсовые. Полы паркетные, по специальному рисунку.
В принятом решении кулуары окружают с двух сторон зрительный зал и одновременно являются проходными помещениями, входящими в состав эвакуационных путей. Из кулуаров происходит загрузка балкона и лож, а также части зрителей партера. Перед входами в партер кулуары имеют местные уширения, которые могут быть использованы как гостиные, дополнительные буфеты. Зрительный зал располагается на первом этаже, что в значительной степени упрощает конструктивное решение здания, а также облегчает эвакуацию публики из театра. Зал имеет подковообразную форму, наиболее рациональную с точки зрения акустических и оптических качеств. С целью максимального использования рельефа местности проектом предусматривается устройство большого амфитеатра, дающего значительный эффект с точки зрения видимости, а также выгодного в архитектурном оформлении зала. Вместимость проектируемого зала 800 мест, из них 232 места размещены на балконе и в ложах, остальные – в партере и амфитеатре.
...В обработке зала доминирует тема гладкой стены с орнаментальным поясом поверху. В уровне балкона зал решается рядом колонн с драпировками между ними. Плоскость стены ниже балкона обрабатывается мрамором золотистого цвета. Выше предполагается высококачественная казеиновая покраска. Лепные детали балкона, стен, потолка, капители колонн отливаются из гипса. Плоскости стен выше балкона и портальная часть драпируются бархатом. Раздвижной занавес из бархата. В центре плафона предполагается большая люстра по специальному заказу. Полы паркетные.
В остальных помещениях предполагается скромная отделка – штукатуренные стены, покраска масляная или клеевая, тянутые карнизы потолков.
Фасады здания штукатурятся цветной штукатуркой в два тона. Цоколь здания облицовывается естественным камнем с тесненой поверхностью.
Базы колонн входного портика и лестница выполняются также из естественного тесаного камня. Лепные детали фасадов выполняются из бетона или гипса и затем окрашиваются в светлый тон фасад.
Лепное завершение фронтона портика – литье из бронзы или из имитирующего бронзу материала».
Отдельный раздел проектной документации посвящен освещению помещений дома культуры. Спустя 60 лет после открытия дворец не потерял своей ценности (в первую очередь – художественной) – люстр главных залов. Часть из них была выполнена по авторским проектам, и их по праву можно считать произведениями искусства. Но даже типовые для того времени художественные светильники в наше время стали настоящей редкостью. Когда в 2013 году «Нефтехимик» переживал капитальный ремонт, его директор Татьяна Бачина специально ездила на стекольный завод в Гусь-Хрустальный, чтобы приобрести плафоны взамен утраченных. Увы, подобных давно уже не выпускают, а похожие по форме сильно уступают по качеству стекла и художественности.
Не удалось в полной мере провести и реставрацию стен зрительного зала. В 50-е годы прошлого века на строительстве дома культуры были задействованы бригады заключенных. Говорят, что внутреннюю отделку залов выполняли пленные немцы. По одной из версий, их работой руководил ленинградский художник-архитектор Зильберберг. Каким именно составом они обрабатывали стены театрального зала – не указано ни в одном из сохранившихся документов. Все предпринимаемые позже попытки нанести слой краски для обновления дизайна приводили к ухудшению акустики в зале. Секрет немецких мастеровых так и остался неразгаданным, но именно благодаря их умению ангарчане вот уже шесть десятков лет имеют возможность наслаждаться хорошим звуком, летящим со сцены в зрительный зал.
Сейчас уже не все знают и помнят, что когда-то в ДК «Нефтехимик» работал радиоузел. Его устройство тоже подробно описано в техническом проекте. Располагался он в отдельном небольшом помещении (сейчас это кабинет нынешнего директора ДК Антонины Кокошниковой) и обеспечивал трансляцию передач поселкового вещательного узла, трансляцию программ центральных радиостанций из эфира, усиление речей в зрительном зале и передачу граммофонных записей.
О ходе самого строительства известно не очень много: работы велись на протяжении четырех лет бригадами Ангарского управления строительства, первым и пятым строительными управлениями и специализированными монтажными бригадами. Общестроительные работы проводило первое строительно-монтажное управление под руководством Черняева и Басурманова. На отделочных работах были заняты работники СМУ-5. Одновременно с дворцом культуры рабочие возводили здание почтамта (архитектурная визитная карточка Ангарска – знаменитый шпиль), административное здание, библиотеку. Завершение этого архитектурного ансамбля стало своеобразной точкой отсчета в жизни города. От центра развернулось масштабное и стремительное строительство жилых кварталов.
Ну а 30 апреля 1955 года ангарчане ликовали по поводу открытия первого в городе дворца культуры. Участники ансамблей художественной самодеятельности и кружковцы, временно размещенные в «Победе», стройными колоннами прошли по проспекту Сталина и торжественно зашли в распахнутые двери дворца, чтобы навсегда поселиться в его уникальных стенах. ДК нефтехимиков, первым директором которого был Яков Фридман, долго называли цехом №1 – по аналогии с названиями производственных помещений на нефтехимическом комбинате, работники которого всегда были и артистами, и зрителями дворца. Впрочем, эта традиция жива до сих пор...
P.S. Дорогие читатели! Если вам интересна история родного города и вы располагаете архивными сведениями, личными воспоминаниями и фотографиями строительства ДК «Нефтехимик» и первых лет его деятельности, просим вас поделиться этими сокровищами с редакцией. Ваш рассказ о событиях тех лет и снимки могут стать основой для интересных публикаций на страницах газеты. Обращайтесь по телефону: 95-61-12.
За содействие в подготовке этого материала автор благодарит инженера ДК «Нефтехимик» Александра Сухова