Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Свеча»!
На днях, когда я прочел в вашей газете публикацию о юбилее Китойской школы, мне вдруг взгрустнулось.
Я родился в Ангарске в мае 1951 года, окончил среднюю школу №1, отслужил в армии, поступил в вуз и по роду своей специальности служил и работал в разных регионах нашей страны. Выйдя на пенсию, вернулся в свой город, но, проходя по родной Московской улице, не нашел родной школы №1.
На красивой лепнине на фасаде здания к цифре «1» некрасиво прилепили цифру «4» – получается, что легендарной школы №1, которая в первые годы жизни Ангарска была единственным культурно-социальным центром нового города, которая выучила и подготовила к самостоятельной жизни несколько тысяч ангарчан, больше нет!
Вот что писала в своей документально-публицистической книге о становлении Ангарска «Город нашей судьбы» Тамара Кобенкова: «К сентябрю 1949 года было построено здание первой городской школы – школы №1. Пока это было единственное готовое здание на территории Соцгорода. К началу занятий зону снять не успели, и ученики, как и учителя, шагали через кучи щебня и строительного мусора, осторожно пробирались через мотки колючей проволоки.
Возможно, с точки зрения будущих поколений, здание первой школы не отвечало требованиям: не было физкультурного зала, помещения для уроков труда и актового зала, – но для детей и учителей новая школа казалась настоящим дворцом. Школа №1 стала средней, сюда ходили заниматься дети из Биликтуя и поселка Китой.
Занимались в три смены – в третью смену за ученические парты садились взрослые... Самым старшим был девятый класс. В пятьдесят первом состоялся и первый выпуск – 17 учеников, один из них, В. Захаров, получил серебряную медаль... Всего в этот учебный год в школе обучалось 700 учащихся.
Многие и многие из выпускников первых лет не только успешно окончили свою альма-матер, но не менее успешно – и высшие учебные заведения. Не уехали, остались в Ангарске и работают в коллективах строителей, нефтехимиков, преподают в школах города, трудятся в культуре и здравоохранении. Они ушли в большую жизнь и в ней достойно представляют свою школу.
За первые семь лет школу окончили 434 учащихся – 8 из них получили золотые медали, 25 – серебряные. Наверняка подсчитано, сколько выпускников вышло из стен школы за 50 лет, когда в 1999 году коллектив отмечал свой полувековой юбилей. И в этой космической цифре заложен труд сотен учителей, учителей с большой буквы».
Неужели у чиновников, руководителей управления образования АМО при принятии и подписании решения о ликвидации такого старейшего, заслуженного учебного заведения не дрогнула рука, душа не заболела?
После возвращения в город я встречался со многими одноклассниками и другими выпускниками школы – из более ранних и поздних выпусков. Все они возмущены. Почему при реорганизации нельзя было оставить название школы? Сохранить архив, знамя, какие-то реквизиты, стенды, исторический уголок и т. д. Пусть бы она была начальной, подготовительной, филиалом, отделением, вообще – любой, но обязательно ПЕРВОЙ, обязательно – со своим прошлым и со своим будущим. Чтобы тот, кто был с ней связан более 60 лет, мог зайти, вспомнить юность, встретиться со школьными друзьями, с новыми поколениями ангарчан – детьми, внуками, правнуками. В конце концов, в ней можно было бы организовать экспозицию, посвященную юбилею города и истории организации системы образования в Ангарске.
Поэтому от имени и по поручению многих поколений выпускников школы №1 просим вас, уважаемая редакция, совместно с администрацией и Думой Ангарского городского округа оказать содействие нам, выпускникам и преподавателям нашей альма-матер, в решении проблемы возвращения историческому зданию на улице Московской, 10, статуса школы №1, найдя для этого приемлемое управленческое, юридическое, финансовое и законодательное решение.
С уважением Юрий Самороков,
выпускник 10 «б» класса средней школы №1 города Ангарска 1968 года, почетный и заслуженный работник транспорта Российской Федерации