Колеса заменяют ему ноги. А он сам – солнце в пасмурный день. С лица Игоря Тригубенко, кажется, никогда не сходит улыбка. Он рад каждому новому дню, каждому встречному прохожему, каждому знакомому дому в родном городе, по улицам которого может свободно передвигаться на электрической коляске. Наверное, в Ангарске нет человека, который бы не знал или никогда не встречал Игоря. Вопреки врожденному недугу и дорожным опасностям, он совершает каждодневные самостоятельные прогулки на инвакаре вот уже почти 20 лет. И за эти годы накатал по городу немало километров и приключений!
…При имеющихся минусах Интернет обладает множеством разных достоинств. И одно из них в том, что он дает возможность общаться людям, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут делать это обычным способом. К примеру, больным ДЦП, речь которых сильно нарушена. Благодаря соцсетям я будто заново познакомилась с Игорем Тригубенко, которого на самом деле знаю уже лет 15. Первый раз я повстречала его в клубе молодых инвалидов «Преодоление», в мероприятиях которого Игорь всегда принимал активное участие. Еще тогда меня поразили оптимизм и улыбчивость этого парня в инвалидной коляске. Позже я познакомилась с его семьей, глава которой – известный в городе врач-травматолог Александр Тригубенко – всегда относился к сыну как к равному. Признавая тяжесть его заболевания, он стремился сделать жизнь Игоря полноценной, активной, наполненной разными событиями. Именно Александр Игоревич и был инициатором приобретения для Игоря первой электрической коляски. Возможность нормально поговорить об этом с самим Игорем появилась благодаря переписке в «Одноклассниках» – Игорь оказался очень интересным, словоохотливым и грамотным собеседником. На предложение рассказать об особенностях своего передвижения по городу откликнулся без промедления: «Давай! Это будет интересно!»
Первая в жизни Игоря электроколяска появилась в 1997 году – тогда в наш город приехала делегация врачей из Англии. Они не только рассказали семье Тригубенко об инвакарах, но и оказали содействие в приобретении такого чуда техники. Материальную поддержку в покупке электроколяски для Игоря оказала и городская администрация. Уже через год Игорь настолько хорошо освоил управление коляской, что стал совершать самостоятельные прогулки вдали от дома. «Конечно, поначалу родные очень переживали мое долгое отсутствие, но они доверяли мне, знали, что я буду осторожен на дороге, и вскоре мы все уже не представляли, как же я раньше обходился без электроколяски!»
По словам Игоря, управлять такой техникой несложно. Все инвакары оборудованы пультом. Держа в правой руке джойстик, можно прибавлять и уменьшать скорость движения, включать фары и поворотники. На коляске установлены три одометра, показывающие скорость и километраж – суточный и общий.
«Коляска Meyra марки Optimus-2, на которой я езжу сейчас, производится в Германии, – говорит Игорь. – Эта модель имеет пять скоростей, максимальная из которых составляет 12 километров в час. Мы приобрели ее в декабре прошлого года. Брат Костя нашел в Интернете объявление о продаже такой коляски в Крыму, она была немного подержанная, но в отличном техническом состоянии, при этом стоимость ее составляла значительно ниже, чем аналогичной новой. Мы списались с продавцом, перечислили деньги, и коляска вскоре была доставлена в Ангарск. До этого я тоже ездил на Optimus-2, мы ее купили в 2007 году в Москве. За эти годы проехал на ней около 35 000 километров! Ее технический ресурс был исчерпан, но аккумуляторы по-прежнему хорошо держали заряд. Вот мы и решили поставить их на новую коляску. Два новых гелиевых аккумулятора, установленных на инвакаре, позволяют проехать без подзарядки до 70 километров! Эксплуатационный срок нынешних подходит к концу, и весной нужно будет покупать новые. Сделать это можно только на заказ – выписать из Москвы, Петербурга или Китая по 20-22 тысячи рублей за один аккумулятор!»
Каждую ночь Игорь ставит свою коляску на зарядку. Аккумуляторы для этого не надо вытаскивать – в пульте управления есть гнездо для штекера от зарядного устройства, вставляемого в розетку. К утру уровень заряда стоит на максимуме, как и настроение у владельца инвакара, готовящегося к очередному выезду «в свет». «Летом, в погожие дни, мне не терпится оказаться на улице: не хочется упускать время, сидя в четырех стенах, – говорит Игорь. – Поэтому я прошу Костю или маму вынести меня из подъезда уже в 7 утра, до того как они ушли на работу. Осенью и весной, когда на улице часто идут дожди и становится холоднее (от этого аккумуляторы разряжаются быстрее), выезжать удается только во второй половине дня. И каждая такая прогулка – замечательное приключение! Так радостно, что могу свободно ехать куда хочу! У меня был рекорд несколько лет назад, когда за один день я проехал на коляске 74 километра! А так летом очень часто наезжаю за день на коляске около 60 километров! Очень люблю бывать в центре города – на площади, в сквере за ДК «Нефтехимик», в парке Строителей, на Аллее любви, возле Музея Победы и ДК «Современник» и непременно в МСЧ-36, в коллективе своих родителей и брата, который для меня с детства является родным. Не устаю любоваться нашим красивым городом, который я очень люблю! А вот в отдаленных районах – в Китое, Шеститысячнике, Цемпоселке, Юго-Восточном – не бываю в основном из-за плохих дорог».
Ямы и кочки – беда не только для автомобилистов, но и для инвалидов-колясочников. Если бы в департаменте ЖКХ захотели составить карту самых разбитых участков дорог города, то лучшего консультанта, чем Игорь Тригубенко, не найти! Все «прелести» бездорожья он прочувствовал, сидя в кресле инвакара. «Как и ты сейчас, знакомые меня часто спрашивают: почему я езжу по дорогам, а не по более безопасным тротуарам? Причина та же – плохое состояние, – пишет Игорь, отвечая на мои вопросы. – А еще они часто недоступны для заезда инвалидной коляски. По центру города и в «квартале» я езжу в основном по тротуарам, потому что они оборудованы пандусами, еще есть сплошные тротуары, где вообще нет бордюров, как, например, в 15 микрорайоне по улице Декабристов. По разбитым тротуарам я сам не хочу ездить – можно испортить коляску. Объезжаю стороной тротуары по улице Восточной (от автостанции до улицы Иркутской), по улице Героев Краснодона, Октябрьской, в 85 квартале напротив МФЦ. Из-за недоступности среды я вынужден ездить по автомобильным дорогам. Опасно? Переходить дорогу по «зебре» в нашем городе тоже опасно. Но я стараюсь соблюдать на дороге максимальную осторожность! Правила движения я изучал. А специального разрешения или какого-либо удостоверения для управления электрическими инвалидными колясками не требуется. Ведь не требуется же водительское удостоверение для езды на велосипеде!»
Однажды из автобуса мне довелось наблюдать, как Игорю долго сигналил один водитель: видимо, колясочник ехал, по его мнению, слишком медленно, а обогнать его он не мог. «Таких случаев немного! – говорит Игорь. – В основном водители относятся к моему присутствию на дороге с пониманием и весьма доброжелательно. Хотя однажды со мной случилась большая неприятность…»
О той аварии, произошедшей в июне 2000 года, в Ангарске знают многие. Игорь тогда передвигался по городу на первой своей электроколяске, которая могла развить максимальную скорость 6 километров в час. ЧП случилось, когда он ехал по Ленинградскому проспекту в сторону «квартала». Недалеко от перекрестка двух проспектов Ленинградского и Ангарского его догнал микроавтобус, за рулем которого находился 18-летний парень. От удара Игорь перевернулся вместе с коляской, но не вылетел из нее, так как был пристегнут ремнем. Напуганный произошедшим водитель поспешил доставить раненого инвалида в больницу. «Я помню каждую секунду той аварии, потому что не потерял сознание, терпел боль, – говорит Игорь. – Когда началось разбирательство ДТП, водитель микроавтобуса начал обвинять меня в неосторожности. Но свидетели подтвердили мои слова – я ехал по всем правилам, держась правого края дороги. Но он, видно, отвлекся во время движения и не заметил меня. В итоге никто не понес ответственности за произошедшее. Водитель начал избегать нас, скрывался. А я еще долго переживал случившееся – в аварии сломал левую ключицу, несколько месяцев мучился от боли, постоянно находился в повязке, пока не сросся перелом. И коляска основательно поломалась, были большие сложности с ее ремонтом. После того случая я на инвакаре не ездил почти целый год. Но как только поправился – сразу отправился в город! Сидеть дома без движения и впечатлений хуже физической боли!»
Встречая по дороге друзей и знакомых, Игорь по-детски непосредственно радуется им! А в приятелях у него, кажется, полгорода! По крайней мере, те, кто сидит на трибунах «Ермака», точно могут считать себя его единомышленниками. Игорь Тригубенко – заядлый болельщик оранжевой дружины. Он старается не пропускать ни одного домашнего матча «Ермака», благо зимний стадион оборудован пандусами и имеет специальное место для размещения инвалидных колясок в красном секторе восточной трибуны. За свою верность ангарскому хоккею и членству в фан-клубе ХК «Ермак» Игорь был признан лучшим болельщиком команды сезона 2013-2014 годов. «После окончания сезона на традиционной встрече болельщиков мне вручили статуэтку хоккеиста с гравировкой моей фамилии и фотоколлаж с моими снимками, – рассказывает он. – Оказалось, что во время игр меня многие ангарчане фотографировали. Лучшие снимки потом и составили этот коллаж. Слов нет, чтобы передать, что я тогда чувствовал на церемонии награждения… Спасибо, друзья!»
Продолжая тему прогулок по городу, я спросила Игоря про поломки коляски. Как он выходит из таких затруднительных положений? «Самая распространенная неприятность – это прокол колеса, – отвечает Игорь. – К сожалению, много битого стекла валяется в парках, скверах, тротуарах, на дороге. Ливень, неожиданно хлынувший дождь, когда я не успеваю доехать до козырька, какого-нибудь укрытия, тоже разом прекращает мою прогулку. Вода попадает в пульт управления, его замыкает, и коляска вообще встает, как вкопанная! После этого ее приходится несколько дней сушить. И при проколе колес, и при заливе воды в пульт управления я прошу прохожих, чтобы они позвонили Косте. Он приезжает за мной как можно быстрее, грузит коляску и меня в машину, и мы едем с ним домой».
37-летний Игорь Тригубенко – не единственный в Ангарске владелец инвакара. Сам он может назвать еще 4-5 человек, тоже пользующихся электрическими инвалидными колясками, хотя, возможно, не так часто и не так много разъезжающих по городу. «Знаю, что Паша Алексеев приезжает на инвакаре в Ангарск из Суховской, – говорит Игорь. – Он вообще герой и мастер на все руки! Паша в свою коляску вмонтировал зарядное устройство и может зарядить коляску в любом месте, где бы он ни находился. Плюс к этому Паша оборудовал коляску музыкальным центром. И теперь ездит повсюду с музыкой!»
2 ноября, когда в Ангарске выпал большой снег, Игорю пришлось поставить свою электроколяску на прикол. Сейчас по городу он передвигается традиционным способом: на обычной коляске, с помощью своих неизменных помощников – мамы Раисы Григорьевны и брата Кости. Пишет об этом с большой грустью. Дорога по заваленным снегом тротуарам 17 микрорайона в клуб «Преодоление» занимает у них немало времени и требует больших усилий. Быстро пролетит наполненная разными событиями декада инвалидов, начнется долгая сибирская зима. Мало кто в Ангарске так же сильно ждет прихода весны, как ждет ее Игорь Тригубенко – удивительно добрый, смелый, увлеченный и целеустремленный человек на колесах! Он покатит по улицам города с первыми горячими лучами апрельского солнца. В очередной раз повстречав его, не забудьте приветливо махнуть рукой – говорят, это к удаче на весь день!