Во всем цивилизованном мире автомобиль считается всего лишь средством передвижения. Но в России благодаря стараниям чиновников и ГИБДД машина уже в ближайшее время имеет все шансы стать такой же непозволительной роскошью, как личный авиалайнер, особняк на Рублевке или 50-метровая яхта. Автомобилиста душат налогами, запредельной стоимостью горючки, неоправданно завышенными ценами на гаражи, штрафами, взятками… И, судя по всему, этому геноциду шоферской братии не видно ни конца ни края.
И, к сожалению, это не красивые фигуры речи, а самая что ни на есть горькая правда. Самый наглядный тому пример – подписанный на днях президентом «сухой закон» для водителей. Так что теперь хроническим алкоголиком можно будет признавать поголовно всякого, сидящего за баранкой.
Напомним, что граница, за которую нельзя было выходить рулевым, составляла 0,3 промилле алкоголя на литр крови (или 0,15 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха). Но вот, по мнению главы нашего государства, даже 0,01 промилле в «выхлопе» шофера можно расценивать как тяжелую степень опьянения. И сотрудник ГИБДД встанет перед непростым выбором: то ли стряпать протокол на пьяного водилу, то ли незамедлительно везти его в вытрезвитель, пока у бедолаги от передоза спиртным (с 0,01 промилле-то!) сердце не остановилось.
Впрочем, шутки здесь не уместны. Ибо у некоторых людей в организме присутствует естественный алкогольный фон в пределах до 0,2 грамма на литр крови. А у больных сахарным диабетом организм в праве «фонить» до 0,3 промилле. Следовательно, таким «алкоголикам» от рождения (или по болезни) следует уже сейчас пойти в ближайший отдел ГИБДД и добровольно отречься от своих водительских прав.
Трезвее трезвого...
Любопытно другое: кто ввел российского президента в заблуждение по поводу допустимых 0,3 промилле, обрисовав картину так, будто любому человеку, имеющему автомобиль, дозволено садиться за руль после пинты пива, бокала вина, рюмашечки водки, глотка коньяка (нужное подчеркнуть)? Мы были в полной уверенности, что это дело рук высоких гаишных руководителей, но нет – в ДОБДД сами в шоке от такого поворота событий (хотя рядовой состав в предвкушении легких денег уже разминает пальцы рук). Повелители свистков и жезлов знают не хуже врачей-наркологов, что нулевое содержание алкоголя в крови может быть только у покойника. А живому организму даже глава государства не в силах приказать избавиться от естественного алкогольного фона. «Введенная несколько лет назад норма в 0,3 промилле отнюдь не снимала запрет на употребление алкоголя перед посадкой за руль, – говорит наш высокопоставленный источник в ДОБДД. – Почему президент вдруг стал ее трактовать как официальное разрешение водителям выпивать рюмку водки или бокал вина – тайна не иначе как государственной важности...» При этом в ДОБДД не скрывают, что теперь сотрудники ГИБДД будут вынуждены на деле доказывать, что решение о нулевом содержании алкоголя в выдохе и крови водителя было мудрым, правильным и своевременным. Другими словами, протоколы начнут пачками составляться не только на людей с дефектами речи, повышенным давлением, застарелой язвой и офисных клерков, проводящих у компьютера по 20 часов в сутки, а вообще поголовно на всех водителей, ибо у каждого из нас имеется естественный алкогольный фон.
А если еще учесть, как сотрудники отечественной ГАИ любят и умеют шельмовать с алкотестерами, шансов на трезвость не останется ни у одного из нас. И это будет своего рода русская рулетка: указал на тебя гаишник своей палкой – считай, Фортуна повернулась задом. Готовь или отступные (не меньше 50000 рублей), или несколько пар обуви для двухлетней пешей жизни.
Впрочем, в СМИ просочилась информация, будто инспектора ДПС, работающие «на земле», получили негласное указание не оформлять водителей, содержание алкоголя в крови которых не превышает 0,3 промилле. Но это больше похоже на утку. Во-первых, такие понятия, как сотрудник ГИБДД и человеколюбие, несовместимы (ибо зачем отпускать с миром водилу, если с него можно стрясти монетку-другую). Во-вторых, гаишный алкотестер делает после каждой продувки распечатку и результаты теста сохраняет на долгие годы в своей памяти. Стоит ли говорить о последствиях для инспектора ДПС, если прокурорские увидят, что за смену сердобольный гаец отпустил дюжину «алкашей» с содержанием алкоголя в выхлопе от 0,01 до 0,15 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха? То есть в этом случае факт наплевательства со стороны инспектора ДПС на «сухой закон», сочиненный президентом страны, можно считать доказанным. Но если и впрямь допустить, что такое негласное указание существует, то получается, что, во-первых, гаишные руководители признают: в их ведомстве умеют не только настраивать нужным образом алкометры, но и грамотно заметать следы вмешательства в приборчик. Едва ли во имя спасения водителей, не дошедших до нужной в 0,3 промилле кондиции, гайцы будут засвечивать свои козыри, приносящие по итогам каждой партии (читай – каждого дня работы) огромные прибыли. И, во-вторых, получается, что гаишники в корне не согласны с позицией гаранта (и это на самом деле так!). Но, не найдя в себе мужества рассказать президенту о его ошибке, собираются тихой сапой вести свою игру. Нам что-то с трудом в это верится…
Много шума из ничего
Еще один способ отъема денег у населения одобрила все та же Госдума, поддержавшая введение закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств». Суть новации в том, чтобы проведение ТО полностью передать коммерсантам. Спору нет: процедура получения «лобовичка» уже давно превратилась в фарс. Самостоятельно проходит техосмотр от силы процентов 30 автовладельцев, остальные же приобретают талон ГТО за 3500-4000 рублей через знакомых гаишников. Разумеется, с таким подходом к техосмотру нет никаких гарантий, что на дороге будет использоваться действительно исправный и безопасный автомобиль, тем более что должностные лица, выдающие талон, никак не отвечают за последующее техническое состояние машины. Хотя, если честно, беда небольшая – всего 1,5 процента аварий случается из-за неисправных авто.
Но, если кто-то думает, что, отлучив от кормушки инспекторов и передав все функции коммерсантам, удастся кардинально изменить ситуацию, он глубоко заблуждается. Ведь центры по проведению ТО будут базироваться в существующих автосервисах, где автовладельцы при прохождении их транспортным средством диагностики смогут также проводить необходимый ремонт автомобиля. А российский, отличный от мирового, опыт показывает, что если автосервис, занимающийся ремонтом, будет еще и выдавать техталоны, то навязывание дополнительных услуг гарантировано. Вам обязательно скажут, что вы не пройдете техосмотр, «пока не поменяете прокладку между рулем и сиденьем, потому что из-под нее подтекает тосол». И если вы в устройстве автомобиля разбираетесь на уровне блондинки, то талона техосмотра не получите до тех пор, пока не отдадите сервисменам тысяч двадцать рублей за перетяжку кожей солнцезащитного козырька, полировку рулевых тяг и чернение пыльников ШРУСов. Да и стоимость самой процедуры диагностики, надо полагать, заметно подрастет.
А между тем в некоторых странах Европы и почти во всех штатах Америки такого понятия, как талон техосмотра, вообще не существует. Есть ответственность для водителей, учинивших аварию из-за неисправности в транспортном средстве. И это очень разумно.