«Зал у нас сегодня был превосходный!» – это было первое, что я услышала за кулисами от режиссера спектакля «Томление» Александра Говорина. 20 ноября народный театр «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик» показал вполне чеховскую постановку по пьесе английского драматурга Уильяма Бойда.
Пьеса «Томление» по мотивам повести Антона Чехова «Моя жизнь» и рассказа «У знакомых» написана совсем недавно: премьера состоялась 28 февраля 2013 года в лондонском театре Хэмпстед. После этого ее взял на вооружение питерский БДТ. А теперь она вошла и в репертуар ангарского «Чудака».
Уильям Бойд – имя для нас неизвестное. Но после знакомства с постановкой невольно начинаешь уважать этого англичанина – персонажи и ситуации абсолютно чеховские, перекликающиеся с «Тремя сестрами» и «Вишневым садом». А уж традиционно русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» – естественно, без ответов – присутствуют здесь в каждой сцене. Не случайно автор много лет занимается изучением творческого наследия Антона Павловича.
Свое «Томление» «Чудак» весной уже показывал в Ангарске. В конце лета вывозил на фестиваль «Театральная осень на Байкале-2015» имени Леонида Беспрозванного, где постановка получила горячее одобрение московско-омского жюри, а Владимир Путято, исполняющий главную роль адвоката Николая Подгорина, стал одним из победителей в конкурсе актерских работ имени Бабы Кати.
И тем не менее это была премьера. Потому что впервые этот спектакль игрался не в чудаковской «11-й комнате», а на большой сцене. Пространство расширилось, добавив в спектакль не только «воздуха», но и волнения актерам. Зрителей было больше раз в ...дцать. Не однажды в зале я слышала слова: «Интересно!», «Интересный спектакль».
Публика собралась хоть и разновозрастная, смешанная, но «своя» – умная, интеллигентная. Способная не только уловить сюжет спектакля, но и получить удовольствие от блестящей работы режиссера Александра Говорина, от игры ангарских «чудаков», ощутить тягучую атмосферу чеховской недоговоренности, незавершенности и безнадеги. А большая сцена в этом смысле сыграла роль увеличительного стекла.
Интересно, что «Томление» стало первым за 61 год жизни театра «Чудак» обращением к драматургии самого репертуарного автора, хотя и не прямым. Это уже вторая «опосредованная» работа театра – два года назад на ангарской сцене появился свой «Обломов» (вернее, «Обломов. Ds: totus») – спектакль по пьесе современного драматурга Михаила Угарова, давшего свой вариант знаменитейшей истории Ивана Гончарова.
С «Томления» в «Нефтехимике» началась творческая декада, посвященная 60-летнему юбилею дворца культуры. «Чудак» на целый год старше «Нефтехимика», он стал первым коллективом ДК. С его спектакля и начался фейерверк поздравлений, который дворец в честь своего праздника дарит ангарчанам.