В последние несколько недель ангарчане, проживающие в микрорайоне Китой, буквально атаковали администрацию города и другие службы, ответственные за перевозки. Множество звонков поступило и в редакцию «Свечи».
Китойцев перевели «на бумажки»
Суть всех обращений одна: пассажиры из Китоя не понимают, что происходит с маршрутом №2, являющимся единственным общественным транспортом для отдаленного микрорайона. У жителей масса нареканий на работу данного маршрута, в том числе несоблюдение расписания, грубость водителей, непредоставление льготного проезда школьникам.
Пару недель назад в городе стали появляться бумажные льготные проездные. Проехать по ним можно только на маршруте №2.
После встречи с мэром АГО губернатор области Сергей Левченко поддержал предложение Сергея Петрова ввести в Ангарске систему электронного учета поездок льготных категорий граждан. Таким образом, все перевозчики должны были оборудовать свой транспорт терминалами для учета пассажиров и заключить договор с оператором, определенным на конкурсе в областном правительстве, соответствующее соглашение. Практически все перевозчики города и пригорода перешли на электронный учет.
Тем не менее в городе остается единственный перевозчик – Автоколонна 1951, который не оборудовал свой транспорт терминалами. Руководство Автоколонны 1951 объясняло невозможность установить терминалы нехваткой средств. Производители билетов терпели. Но после принятия решения губернатором ООО «Социальная система», изготавливающее электронные проездные, приостановило продажу электронных ЕСПБ перевозчику, работающему на маршруте №2, – Автоколонне 1951. Официальная причина: у этой автоколонны до сих пор нет считывающих устройств для электронных проездных (у остальных перевозчиков, включая муниципальный «Ангарский трамвай», такие устройства имеются).
Как рассказала начальник управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту АГО Василина Шунова, с предложением «стать как все» и не срывать метод учета, рекомендованный губернатором, к Автоколонне 1951 выходили и городские власти. К сожалению, в ответ предприниматель пошел на конфликт, отказавшись ставить терминалы и начав выдавать свои собственные проездные.
Запретить это, по словам Василины Шуновой, при действовавшем законодательстве было невозможно, как и разорвать договор с перевозчиком, обслуживающим маршрут №2. Но как помочь жителям Китоя, фактически оказавшимся заложниками чьих-то коммерческих интересов?
Что надумала Дума
Возмущенные люди объединились и написали в администрацию письмо, под которым более 200 подписей. Народное возмущение услышали. 17 ноября мэр АГО Сергей Петров подписал постановление об утверждении единой для всего нашего города формы проездного билета. Закон это делать не запрещает, а, напротив, рекомендует. Положение о транспортном обслуживании №521, принятое правительством Иркутской области, указывает на равную доступность транспортных услуг для всех граждан. Проездной должен быть един для всех. И вот ему нашли обличье. Теперь единым билетом в Ангарске является «электронная карта с определенным чипом, носитель которой должен быть идентифицирован приложением «Удобный маршрут». Все остальные проездные (хоть бумажные, хоть картонные, хоть каменные!) недействительны.
Предъявление единых требований к социальным проездным обусловлено желанием администрации Ангарского городского округа и Думы внедрить систему электронного учета перевезенных льготников, которая позволит учитывать каждую поездку льготника, чтобы оплачивать из бюджета области фактические затраты. Бумажные проездные не позволяют этого сделать в связи с практикой приписок перевозчиков по льготным поездкам.
Что делать тем, кто уже получил «бумажки»? Срочно менять их на проездные общего образца, обмен производится бесплатно. Их выдают в МОРУЦе (29 микрорайон), на автостанции и в ДК «Современник». Есть пункты продажи таких билетов на рынках «Сатурн» и «Шанхай-молл». С собой надо взять бумаги, подтверждающие право на льготу, и бумажный проездной. Его заменят на проездной обычный. Учтите: если вам предлагают ЕСПБ бесплатно или «в подарок», например за стрижку в парикмахерской, – отказывайтесь, это мошенничество.
Во избежание подделок председатель Союза автоперевозчиков Сергей Шарков показал журналистам новый электронный проездной на декабрь. Он будет зеленого цвета со стандартной картинкой. Стоимость электронной карточки – 150 рублей (установлена Правительством Иркутской области).
Конкурент с терминалом
Союз автоперевозчиков категорически не рекомендует пассажирам покупать у кого бы то ни было проездные на январь (по городу ходит информация, что на «бумажном носителе» их уже продают). О том, как будет работать система компенсации льготного проезда в следующем году, еще ничего не известно. Да и вообще проездные на январь по закону положено продавать не раньше 10 декабря.
Возникает резонный вопрос: каким образом электронные карточки спасут ситуацию, ведь терминалов у Автоколонны 1951 по-прежнему нет?
Как объяснила Василина Шунова, по закону рынка никто не может запретить здоровую конкуренцию. Жители центральных районов АГО могут пользоваться множеством разных маршрутов, а «двойка» в Китое почему-то стала монополистом. Теперь, с легкой руки администрации, монополии пришел конец. С 1 декабря до Китоя будет ходить еще один автобус – №11. Этот маршрут известен тем, что объезжает буквально весь город, и у китойцев будет возможность добраться хоть в центр, хоть в микрорайоны, хоть в «квартал» без пересадок.
На автобусах маршрута №11 установлены терминалы. Так что проблем с электронными картами не будет. Ангарчане, желающие уехать в Китой, смогут опознать автобус по табличке «Китой». Как сообщает перевозчик – Автоколонна 1950, – ходить в отдаленный микрорайон будут не все «одиннадцатые». Их интервал движения в городе – 3 минуты. У идущих в Китой будет чуть больше – около 10 минут.
По словам Василины Шуновой, на такие меры администрация пошла для того, чтобы не допустить ущемления интересов жителей Китоя, а также дестабилизации транспортного сообщения.
Маршрут №11 будет перевозить, конечно же, и обычных пассажиров, оплачивающих проезд наличными. А еще приятным бонусом для китойцев станут муниципальные детские проездные. Теперь все дети из отдаленного микрорайона могут пользоваться транспортными картами ООО «Социальная система» и ездить не по 16, а по 10 рублей. Мелочь, а приятно!