Перед самым Новым годом пришлось выступить в непривычном для себя качестве «интересного человека» на встрече с учащимися 8 класса школы №10. Уж очень настаивали на этом сотрудники Центральной детской библиотеки имени Аркадия Гайдара, с которой наша редакция работает не первый год.
Так получилось, что я оказалась внутри библиотечного проекта «Зажги свою звезду», о котором до сих пор только писала на страницах газеты. Время от времени в уютные залы «гайдаровки» приглашают состоявшихся людей, более-менее известных в городе, которым есть чем поделиться со слушателями. Надо было рассказать старшеклассникам о своем пути в профессию, о любимых книгах, увлечениях, о принципах, на которых я строю свою жизнь.
Задача не из легких, особенно если учесть чисто журналистскую привычку «не светиться», которая прочно усвоилась за 12 лет в профессии. Не выделяться, не «якать», позволив собеседнику проявить себя. Но здесь журналистские навыки могли даже оказаться полезными – мне захотелось нарисовать групповой портрет класса, с которым нужно будет общаться.
С другой стороны, разговаривая с людьми, иногда даже необходимо приоткрывать собственную личность, проводить параллели между собой и интервьюером, чтобы у него тоже появилось желание высказаться. Надеялась и на педагогическое образование, которое неоднократно приходилось опробовать на практике.
Некоторую робость перед предстоящим ощутила только в библиотеке 23 декабря, когда мы с руководителем проекта Валентиной Сметанниковой, заведующей отделом обслуживания ЦДБ имени Гайдара, ожидали прихода класса. К моему ужасу, который вскоре сменился удовлетворением, он состоял почти из одних только мальчиков – две или три девочки на их фоне просто затерялись.
Но ребята мне достались дисциплинированные, начитанные и внимательные, да еще и почти поголовно интересные личности. Ведь это же воспитанники «десятки»! Умело скрывая зевоту в начале разговора, они вскоре активно включились в беседу, задавали серьезные вопросы, на которые порой непросто было отвечать. «Стихи каких поэтов вы любите?», «Сами пишете что-то, кроме материалов в газету?», «Можно ли достойно прожить на зарплату журналиста?»...
Признаюсь, в тупик меня поставил вопрос, вернее просьба, посоветовать им что-то почитать. Дети интересные, продвинутые – книги, которыми увлекаюсь я, могут им и не понравиться. И потом, чтобы советовать что-то для чтения, надо, на мой взгляд, узнать человека несколько лучше, чем это можно сделать в течение одного академического часа.
Разговор стал оживленнее после просмотра на экране фотографий, иллюстрировавших мои будни и досуг. На фото нашлись даже общие знакомые – здорово! А уж когда после ответа на вопрос, какая книга в последнее время произвела на меня самое яркое впечатление, выяснилось, что она («Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова)) им известна, – преград между нами не осталось никаких. И снова, как в детстве, захотелось быть учителем, чтобы работать с такими замечательными детьми, советоваться с ними и учиться у них.
Звездой я себя в тот день, к счастью, так и не почувствовала, зато в очередной раз убедилась, что в наших школах подрастает немало «звездочек», которых через десяток лет тоже будут приглашать на встречи с представителями подрастающего поколения.