Именно эти два элемента наиболее точно характеризуют творчество Вольфганга Амадея Моцарта. Об этом говорили в минувшую пятницу, 15 января, в отделе искусств Центральной городской библиотеки. К 260-летию великого композитора, которое мир будет отмечать 27 января, здесь состоялась встреча с читателями, посвященная предстоящему юбилею. Провела ее Любовь Литвинова, «самая преданная», по отзывам сотрудников отдела искусств, читательница.
В отделе ей доверяют всецело, потому что знают: рассказать о музыканте лучше, чем это сделает Любовь Владимировна, сложно. Материал она изучает всесторонне, приводит подробности, которые вы больше нигде не найдете, иллюстрирует свои слова уникальными видеоматериалами. Часто ей помогают друзья из Иркутска – студенты областного музыкального колледжа имени Фридерика Шопена во главе с преподавателем Татьяной Акимовой. Тогда в уютном зале отдела искусств звучит живая музыка.
Моцарт в этом смысле – персонаж весьма благодарный. Революционер в музыке. Первый в истории композитор, который предпочел личную свободу и творческую независимость полукрепостному служению вельможам. Новатор, гениально сочетавший в своих работах «высокое» с «низким» и всегда ставивший во главу угла живого человека, он за свои неполные 36 лет написал 629 музыкальных произведений. Выполнив нехитрые математические действия, получим, что на одно в среднем у него должно было уходить две недели работы.
А миф об отравлении, не дающий покоя исследователям уже более двух столетий?! Но Любовь Литвинова, которая не могла не интересоваться историей взаимоотношений Моцарта и Сальери и имеет на этот счет свое весьма убедительное мнение, о легенде, связанной с именами композиторов, сознательно умолчала. Встреча, как и соответствующая выставка, подготовленная сотрудниками отдела искусств ЦГБ, носила название «Солнечный свет в музыке», а значит, по ее мнению, не должна была омрачаться негативной информацией.
Меня больше занимал вопрос, откуда у Любови Владимировны, инженера-строителя по профессии, такие глубокие познания в музыке. Когда-то она закончила музыкальную школу. Много читала – и в этом к ее услугам был и остается отдел искусств. Да и навыки, которые часто считают чисто «техническими»: точность, систематичность, умение работать с книгой, – никуда не подевались, а только отточились от частого применения.
Но главной причиной сама она считает так называемый «народный университет культуры» Дворца культуры «Нефтехимик», который наша героиня усердно посещала с 1958 по 1988 год.
Это регулярные, по два раза в месяц, концерты Иркутского симфонического оркестра. А также их бессменный ведущий, заслуженный деятель культуры Владимир Сухиненко, человек энциклопедически образованный, который доступно, но не теряя академизма излагал материал. Это его привычной фразой: «Добрый день, дорогие друзья!» – Любовь Литвинова до сих пор начинает каждое свое выступление.
Так что вечеру, посвященному юбилею Моцарта, публика обязана не только более подробным сведениям о жизни и творчестве этого солнечного композитора, но и знакомством с удивительным, серьезным музыковедом Любовью Литвиновой. И, на мой взгляд, не будет преувеличением сказать о ней ее же фразой, прозвучавшей в адрес композитора: «Феномен исходит от личности».