Уже который год окончаниe зимних каникул жители микрорайона Цементный встречают со страхом. Ведь уже практически вошло в обычай, что в январе от них отказываются перевозчики. Мотив простой: невыгодно. Вот и в этом году 21 января людям, которые рано утром вышли на остановку, чтобы поехать на работу и в школу, пришлось основательно померзнуть. Автобусы снова не пришли.
Телефоны редакции раскалились от звонков возмущенных ангарчан. К вечеру того же дня Василина Шунова, начальник управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации АГО, дала ответ: «С 21 января транспортное предприятие ООО «Горавто», осуществляющее перевозки в микрорайон Цементный, отказалось выйти на маршрут в связи с его убыточностью».
И ведь с этим не поспоришь. За год подорожали не только продукты, но и бензин и запчасти, особенно импортные. Да и о том, что на перевозках до Цемпоселка много не заработаешь, самой администрации было известно еще в 2002 году, когда разобрали трамвайные рельсы. И на самом деле хотя маршрут и протяженный, но «подсадок» пассажиров по мере его следования мало: большинство людей едут либо из Цемпоселка на работу, либо после работы домой. Все свои, как говорится, никого лишнего.
Если каждый год повторяется одна и та же ситуация и автотранспортное предприятие отказывается обслуживать маршрут из-за убытков, то почему администрация АГО не подстраховалась? Оказывается, еще в ноябре 2015 года перевозчики Ангарска передали все необходимые данные в Службу по тарифам Иркутской области для повышения тарифа на перевозки. Повышение стоимости проезда должно было произойти в декабре 2015 года. Но в Службе по тарифам отдавать соответствующее распоряжение не торопились. Почему? Да потому что знали, что еще 13 июля 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». И только через полгода после этого, в конце декабря (как раз тогда, когда Службе по тарифам нужно было принимать решение о тарифах для перевозчиков), депутаты Законодательного собрания Иркутской области проголосовали за закон «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области». Весь подвох этого документа заключается в том, что теперь решения об увеличении тарифов будут принимать не в области, а на уровне муниципалитетов.
Таким решением законодатели убили сразу двух зайцев: теперь в правительстве области все белые и пушистые, а в том, что подорожал проезд, станут «виноваты» главы муниципальных образований, которые будут просто вынуждены поднимать тарифы на перевозки, чтобы автобусы и дальше выходили на городские маршруты. Если же цены не повышать, то изыскивать субсидии для поддержки автотранспортников теперь все равно придется из городского бюджета, не залезая больше в областной «карман». И это в конце года, когда бюджет на 2016 год уже сверстан!
Сразу после принятия закона новостные ленты разместили комментарий мэра АГО Сергея Петрова:
– У нас еще не разработан порядок, не созданы комиссии, не предусмотрено финансирование. Муниципалитет не готов выполнять новые полномочия. Переходный период может затянуться, в это время мы не сможем принимать нормативно-правовые акты, а перевозчики уже на грани, тормозится развитие отрасли. Кроме того, с новым законом выпадающие доходы лягут на муниципалитеты.
Так и вышло – первой жертвой нововведений стал маршрут №1. В пресс-релизе администрации сказано, что для ликвидации сложившейся ситуации администрация Ангарского городского округа организовала пассажирские перевозки в отдаленный микрорайон Цементный силами МУП «Ангарский трамвай». Не по разобранным ли рельсам? Или на маршрут выйдут те пять автобусов, уцелевших после пожара в январе 2010 года и переданных на ответственное хранение в МУП «Ангарский трамвай»?
Оказалось, ни те, ни другие. Делая фотографию для текста, мы увидели, что на маршруте работают автобусы с надписью ОАО «Автоколонна 1948». Автотранспортное предприятие снова выручило горожан.