На прошлой неделе, 22 января, в Ангарск вновь наведался министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов. Как и в прошлый раз, целью визита высокого чиновника стал осмотр пунктов выдачи электронных проездных билетов для льготников (ЭСПБ).
Но если предыдущий визит прошел, можно сказать, инкогнито, то на этот раз министра и других областных чиновников буквально атаковали журналисты, перевозчики и общественники. Некоторые из них были недовольны сложившейся ситуацией с льготными проездными билетами и высказали свои претензии.
Владимир Родионов начал свою рабочую поездку в Ангарск с посещения пункта выдачи ЭСПБ в Доме ветеранов «Победа». Встречала его председатель совета ветеранов АГО Зоя Бушуева и небольшая очередь желающих получить заветные электронные карты. Льготники через пункт выдачи проходили быстро: предъявили паспорт и заявление – получили карту. Министр работой этой точки по выдаче ЭСПБ остался доволен. Давки нет, все чинно и спокойно.
В другие пункты было решено не ехать. Во-первых, ответственный за них – генеральный директор АО «УЭК Иркутской области» Виктор Григоров – заявил, что в других 11 точках выдачи ЭСПБ все спокойно. А во-вторых, на улице было 35 градусов ниже нуля. Понятно, что пешком до пунктов выдачи ЭСПБ мало кто из стариков и инвалидов пошел. Поэтому очередей и вправду быть не могло.
Тут же, в «Победе», на камеру Владимир Родионов ответил на вопросы прессы. По его словам, областной пилотный проект, рассчитанный на полгода, идет хорошо. В нем принимают участие Ангарск (19 перевозчиков), а также Шелехов и Усолье-Сибирское. На подходе Иркутск и Братск. Радует министра то, что в Ангарске отлажена и хорошо работает система терминалов для считывания карт (в Усолье на тестирование этой системы ушел почти год). И, конечно, то, что ни областному, ни ангарскому бюджету не пришлось тратиться на установку терминалов в ангарских автобусах. Их еще несколько лет назад за свой счет поставила Автоколонна 1948, а потом «подтянулись» и остальные предприятия.
Число оформивших ЭСПБ граждан в нашем городе постоянно растет. В прошлую пятницу таких ангарчан было уже 22 тысячи 940 человек. Однако до прошлогоднего показателя – 26 тысяч – пока немного не дотянули. Впрочем, ЭСПБ можно оформить и в любой другой месяц. Так что, вполне вероятно, «опоздавшие» прибавятся. Зоя Бушуева высказала свою версию снижения количества граждан, оформивших новый проездной. Люди старшего возраста – труженики тыла, участники Великой Отечественной войны – просто не могут зимой выбраться из дома да еще и в очереди отстоять. Как быть? Неужели хотя бы участники войны не могут получить проездные на дому, без очередей? Их, по словам Зои Федоровны, не так много – всего 190 человек на весь Ангарск. Раньше перевозчики через распространителей доставляли проездные им на дом в обязательном порядке.
Министр пообещал над этой проблемой подумать в ближайшее время, пока будет добираться от «Победы» до здания администрации АГО, где в кабинете у заместителя мэра Александры Лысова должно пройти совещание по транспорту.
На совещании удалось поприсутствовать нескольким местным журналистам, представителям общественных организаций и перевозчикам. Тут подняли более серьезные и наболевшие вопросы.
Первыми взяли слово мамы детей с ограниченными возможностями здоровья из «Ассоциации родителей детей-инвалидов». Как случилось так, что они, как сопровождающие своих детей, не получили проездных на февраль? У родителей даже не приняли заявления. А ведь бесплатный проезд им гарантирован федеральным законом. Как, например, отпустить одного в дорогу ребенка с умственной отсталостью или психическим заболеванием? Похожий вопрос задавало и общество слепых. Инвалиды по зрению не могут ездить одни. Им жизненно (да и по закону!) необходим сопровождающий.
Чаще всего это близкий родственник – обычно мама. И ни для кого не секрет, что в таких семьях мамы, как правило, не работают, ведь ребенок нуждается в постоянном уходе. Любая копейка в этом случае на счету. Тратить 800 рублей на обычный гражданский проездной женщины, которые сидят без работы, не могут!
Ответ министра, прямо скажем, не порадовал присутствующих: «За прошлый год на всю область за проезд сопровождающих мы заплатили 9 с половиной миллионов рублей. Из них 7 миллионов – Ангарску. Согласитесь, тема для обсуждения есть...»
«Получается, мы с детьми много ездили? Надо было больше дома сидеть, тогда были бы с проездными?!» – мамы были возмущены. Татьяна Малышко, председатель «АРДИ», рассказала, что дважды в день возит своего ребенка в коррекционную школу и обратно. Что ему теперь, учебу бросить, чтобы сэкономить бюджетные средства области?!
На это министр ответил уклончиво: «Мы посоветуемся насчет сопровождающих с общественными организациями. Но это не значит, что мы будем с ними соглашаться». Вот так. Сказал как отрезал.
Высказали недовольство и перевозчики. По словам Владимира Родионова, семь из них отказались подписывать с министерством договор на 2016 год.
Почему? Об этом транспортники рассказали сами. Алексей Кокин, директор Автоколонны 1949, объяснил, что именно не устроило его в предложенном договоре. Во-первых, не указаны сроки выплаты компенсации за проезд льготников. Получается, возишь сегодня, а оплата может прийти хоть через месяц, хоть через полгода. При нынешней инфляции, согласитесь, работать «в кредит» очень непросто. Ну а во-вторых, идея оплачивать компенсацию по числу поездок, конечно, хороша, однако с изъяном: проехал пассажир пять раз – заплатили перевозчику за пять, а вот если проехал 45, то министерство оплатит только 30 поездок. Этот лимит установлен 521 Постановлением областного правительства. И в новой редакции постановления его не отменили.
«А вы выясняли, сколько поездок совершает «средний» льготник?» – поинтересовался Владимир Родионов.
Ответил на этот вопрос директор МУП «Ангарский трамвай» Артем Бондарев. Его предприятие такой расчет «среднего льготника» провело. Он совершает 38 поездок в месяц. Расчеты предприятие готово представить в Министерство соцразвития.
Владимир Родионов в свою очередь пообещал, ознакомившись с бумагами, пойти на компромисс с транспортниками. И как-то урегулировать количество оплаченных поездок. То, что оно действительно маленькое, понимает каждый, кто умеет считать. Если, к примеру, льготник работает или учится, то за 22 рабочих дня он совершает минимум 44 поездки (туда и обратно). А если, к примеру, это ребенок, и ему надо еще посещать кружок или секцию? Тут и 60 поездками можно не ограничиться. Так что цифра явно нуждается в корректировке. Тем более что в Кемеровской области, например, бюджет оплачивает перевозчику до 50 ежемесячных поездок льготника.
Последний вопрос коснулся бумажных проездных. С опозданием, но все же попала на совещание к министру генеральный директор Автоколонны 1951 Любовь Волокитина. Ее предприятие единственное в городе возит граждан по бумажным проездным билетам, не участвуя в программе ЭСПБ.
– Когда со мной заключат договор? – поинтересовалась перевозчица у Владимира Родионова.
На что тот ответил:
– На территории вашего муниципального образования принято постановление мэра АГО о том, что с 1 января единственный вид льготного проездного билета – ЭСПБ. Поскольку вы не подчиняетесь этому постановлению, договор с вами мы заключать не будем.
– Я оспариваю его. Подала заявление в прокуратуру, суд, – настаивала Любовь Волокитина.
– Пока решения суда нет? Вот, когда оспорите, тогда и будем что-то решать с договором, – парировал министр.
Дальше Владимир Родионов общаться с директором Автоколонны 1951 отказался, мотивируя это ограничением рабочего времени. Как теперь быть пассажирам маршрута №2? Скорее всего, не получая компенсации, перевозчик просто перестанет возить льготников. И, как следствие, может вообще потерять маршрут, потому что нарушит еще одно постановление мэра – об обязательном провозе льготных категорий граждан.
Тем не менее совещание закончилось на оптимистичной ноте. Министр объяснил, что раз проект пилотный, то он подлежит корректировке. И все проблемные моменты будут пытаться решить. Главное – стараться найти компромисс.
Советы тем, кто уже получил или готовится получить ЭСПБ, дал генеральный директор АО «УЭК Иркутской области» Виктор Григоров.
• Получив ЭСПБ, на него надо в период с 15 января по 15 февраля положить 150 рублей. Если желаете ездить с 1 февраля, то деньги надо положить до 31 января.
• Положить можно только 150 рублей! Ни больше ни меньше. Оплата «вперед» заблокирует проездной. Увы, но он настроен так, что класть на него деньги придется ежемесячно.
• Пополнить ЭСПБ можно практически во всех отделениях Сбербанка. А также в трех пунктах выдачи: в ДК «Современник», в МОРУЦе и на автостанции.
• Если вы еще не подали заявление на получение ЭСПБ, сделать это можно до середины февраля в любом из 12 пунктов. Потом 9 пунктов закроют, и останутся только три («Современник», МОРУЦ, автостанция). Они будут принимать новые заявления постоянно. Проездной можно будет оформить в любой момент.
• Если вы потеряли (сломали, поцарапали) проездной, его придется заменить. Стоимость процедуры пока неизвестна, но, как заверил Виктор Григоров, замена будет платной. По поводу восстановления проездного до 15 февраля обращайтесь на свой пункт выдачи. После – в любой из трех оставшихся пунктов.
• Участникам Великой Отечественной войны лично министр Владимир Родионов пообещал доставку ЭСПБ на дом. В этом будут задействованы центр социального обслуживания «Веста» и советы ветеранов. Фронтовики в очередях стоять не будут!