Рубрика
Ангарск и Ангарчане
На первых полосах центральных СМИ на прошлой неделе появилась информация о том, что уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов предложил запретить детям использование в школах личных гаджетов с выходом в Интернет.
По словам Астахова, данный запрет необходимо прописать в договоре об оказании образовательных услуг. При этом учитель может снять с себя ответственность за возможные последствия, если родители не согласны с запретом.
Детский омбудсмен отметил, что в 2015 году в Интернете было выявлено 283 нарушения, представляющие угрозу для детей. В том числе пропаганда экстремизма. Астахов подчеркнул, что данный вопрос сейчас обсуждается в Федеральном министерстве образования.
А как относятся к такой инициативе в Ангарске?
Александр Чикишев, директор школы №24, где в этом году впервые в Ангарске приступил к учебе класс, обучающийся при помощи планшетов.
– Запрещать интернет-гаджеты просто глупо. Мало того, это нарушение действующего законодательства. Сейчас в законе об образовании указано, что родители имеют право выбора между печатными и электронными учебными пособиями. Если они выберут последние, школа должна их предоставить.
В нашем 1«г» классе 25 детей, которые учатся только при помощи так называемых гаджетов. В каждом планшете – электронные учебники по всем предметам. Мы их специально закупили оптом, установили все необходимые лицензионные программы, блокировку нежелательного контента. Для родителей это, конечно, было затратно – 16,5 тысяч рублей. Зато прослужит такой электронный учебник как минимум три года.
Первоклассники в Интернет не выходят. Но вообще программой предусмотрены интерактивные ссылки, по которым можно посмотреть информацию в Интернете. В будущем будем их использовать. Также существует учительский контроль: преподаватель может в режиме онлайн отслеживать, к примеру, как дети выполняют контрольную работу.
Не так давно мы были в школе №9 Улан-Удэ, где проводились ученические дебаты по поводу того, нужны гаджеты в школах или нет. И те, кто доказывал, что не нужны, в споре проиграли. К слову, в этом учреждении есть бесплатный общедоступный wi-fi. Пароль: «не пей, не кури». Вот такая с юмором пропаганда здорового образа жизни.
Но смех смехом, а опасный контент все же проникает в школы. Мы думали, как с этим бороться, но выхода не нашли. Конечно, это касается не первоклассников, а ребят постарше. Был у нас даже суд после проверки прокуратуры. Сотрудники пришли в компьютерный класс, включили Интернет и набрали в поисковике: «наркотики, секс». Открылись четыре сайта с таким содержанием. По решению суда нам велели поставить блокиратор. Мы поставили. Но можно ли таким образом решить проблему? Знаю, что в школе №10 тоже была такая проверка. На русском поисковик ничего не выдал. А вот на английском на те же запросы открылось множество сайтов. Как быть? Все не заблокируешь. В день, наверное, десять тысяч страниц с опасным содержанием создается, в том числе и экстремистских. Блокировать их – задача государственного уровня. Школам явно не справиться. Но и лишать учащихся Интернета глупо. Причем я говорю не только о школьных компьютерах и планшетах, но и о личных гаджетах, в том числе о сотовых телефонах. У нас старшеклассники по обществознанию пользуются «телефонным» интернет-учебником. Многие читают книги с телефонов и планшетов, скачивая их в электронных библиотеках. Почему нет? Если школьную программу изучать на экране, а не на печатных страницах, ничего не изменится. Наоборот – телефон всегда с собой. Есть время – почитал.
Я думаю, что решение проблемы заключается в изменении отношения школьников к гаджетам. Если ребенок с начальной школы поймет, что это не игрушка, а источник информации для учебы, то бездумного «шараханья» по Интернету будет меньше.
Но пользоваться планшетами и телефонами дети будут. В конце прошлого года у нас состоялся праздник школы в ДК «Нефтехимик». И я с балкона сфотографировал, сколько школьников в зале сидели с гаджетами. Вы не поверите – ползала! Разве можно это искоренить?!
Виктор Беркут, директор лицея №2, самого компьютерно-оснащенного учебного заведения в городе:
– У нас в лицее 180 компьютеров. Часть из них – ноутбуки. Электроникой оснащен каждый класс. Причем компьютеры последнего поколения. Есть даже специальные тележки, на которых заряжаются сразу по 15 ноутбуков. А как иначе в нынешнее время? Видимо, Павел Астахов на прошлой неделе не с той ноги встал, раз решил инициировать запрет интернет-гаджетов в школах. Для многих они жизненно необходимы. Четыре года назад наш лицей учил нескольких детей-инвалидов по дистанционной программе через Интернет. Ходить каждый день на занятия у них не было возможности.
Интернет-гаджеты дают возможность получения новых знаний. Ну а смотреть опасный контент или нет – каждый выбирает для себя. Это зависит от воспитания ребенка, что в него заложили родители.
Это я как директор говорю. А вот как человек, как дедушка двоих внуков могу на новые технологии посетовать. Везу их на машине в школу, а они со мной даже не разговаривают. Оба уткнулись носами в телефоны. Какая таблица умножения? Ведь есть игры. Там интереснее...
Только школе с проблемой зависимости подрастающего поколения от гаджетов не справиться. Нужно и дома прививать отношение к компьютеру как к помощнику, а не как к смыслу жизни. А убрать Интернет и все, что с ним связано, не выход. Это шаг в позавчерашний день.
Олеся, мама двоих детей:
– Думаю, что инициатива Павла Астахова правильная. Мои сын и дочь учатся в начальной школе. Иногда просто жутко становится: дети дома, а вокруг тишина... Сидят в разных комнатах и друг с другом в «Одноклассниках» общаются. Бегают и играют, только если телефоны отобрать. И в школе то же самое. На переменах девочки уже не болтают с подружками. Они в Интернете сидят. Школьники перестают общаться. Мало того, нередко на уроках отвлекаются на Интернет. Что же будет, когда они станут старше?
Внедрение интернет-гаджетов в образовательный процесс тоже сомнительный момент. Недавно у нас учительница проводила тестирование, для которого в телефоне ребенка нужна программа по определению QR кодов. Наш телефон не подошел. Оказалось, нужно покупать более дорогую модель. Но ведь не каждый может позволить себе купить нужный планшет или телефон!
Так что я думаю, пользоваться интернет-гаджетами в школах не надо. Есть уроки информатики – вот там добро пожаловать за компьютер. А планшеты и смартфоны пусть дома находятся.
Елена Артемова, учитель русского языка и литературы:
– Я против всяких крайностей. Дети у нас уже нового поколения, они с телефонами не расстаются. На уроках литературы примерно половина ребят сидит с печатными книгами, а другая половина – с электронными. Не могу сказать, что последний вариант хуже. Где ребенок прочитал книгу, не имеет никакого значения. Мало того, те, кто читает в электронном виде, порой продвинутее: они быстрее находят нужный отрывок в тексте, дают развернутые ответы.
Хотя, конечно, не обходится и без хитростей. Это раньше нельзя было прочитать книгу «сокращенно». А сейчас стоит набрать в Интернете «краткое содержание» – и в общих чертах будешь знать весь сюжет. Но таких я вывожу на чистую воду. Сами сознаются. Ведь существуют яркие моменты, о которых ни один краткий пересказ не упоминает. А у того, кто читал полностью, они обязательно отложатся в памяти.
Бывает, что ребята смотрят фильмы. Например, ту же «Войну и мир». Произведение сложное. Чтобы понять его, в прошлом году мы прямо в школе при помощи Интернета и проектора показывали детям фильм. Кто-то заинтересовался и все же прочел произведение. А кто-то читал отрывками, чтобы только оценку получить. Тем не менее представление о «Войне и мире» есть у всех.
Что касается русского языка, то на гаджеты порой сетовать можно из-за того, что школьники ищут правильные ответы, а то и списывают готовые сочинения. Но это не так: на контрольных работах ребята сдают телефоны.
Запретить их полностью можно. Но, как мы помним из истории, любой запрет порождает желание его нарушить. Ввели «сухой закон»? Люди стали пить все, что горит. Сколько было смертей! Если Интернет уйдет из школ, где его используют в первую очередь как средство обучения, то пользоваться им за пределами учебных заведений все равно будут. Правда, никто не будет отвечать за то, на какие сайты заходит подрастающее поколение. И все говорит о том, что они будут явно не образовательными...