Можно ли объехать все главные дороги Ангарска в час пик за 15 минут? Да, если вы президент Путин, министр атомной промышленности, губернатор Иркутской области или... водитель машины «скорой помощи». В минувший вторник мы убедились в этом лично, приняв участие в рейде «Маячок», организованном медперсоналом БСМП и сотрудниками Ангарской ГИБДД. На протяжении двух часов журналист нашей газеты гонял по городу под вой сирен и свет проблесковых маячков. Проехав по самым оживленным улицам города, мы наделали много переполоху.
26 января. 16.30. Ярко-желтый реанимобиль «03» стоит возле отдела ГИБДД. Помощь медиков здесь никому не требуется. Скорее, наоборот. Без участия экипажей ДПС рейд теряет смысл – в случае непредоставления преимущества спецмашине с включенными проблесковыми маячками инспекторы должны составить на водителя протокол об административном нарушении. Так что сопровождение полицейских необходимо. По специальному распоряжению заместителя командира ГИБДД для участия в операции нам выделяют сразу три машины ДПС. Загружаемся в «скорый» «Форд-Транзит» – поехали! Наш водитель Андрей Алексеенко сразу же включает сирену. Громко! Салон наполняется заунывными звуками – и-у-и-у!
На следующих за нами полицейских автомобилях тоже горят маячки. Такой колонной и въезжаем в город. И на первом же перекрестке встречаем аварию. Оттепель после продолжительных морозов подарила целый «урожай» на ДТП и пробки. Сказались неблагоприятные дорожные условия – снег покрыл ледяную корку на трассах, метель ухудшила видимость.
Сидящий рядом с водителем лейтенант полиции Максим Готолов поясняет ситуацию: «Аварийные автозаторы создают серьезные помехи для движения. Посмотрим, удастся ли автомобилистам в таких условиях выполнить требования закона и найти возможность уступить дорогу «скорой». Удивительно, но реанимобиль спокойно проходит там, где другие встают в плотную пробку! При появлении на дороге машины «03» автомобили жмутся к обочине.
Наш «музыкально-световой» кортеж привлекает всеобщее внимание. Прохожие провожают машины полиции «скорой» тревожными взглядами: видно, где-то беда... Пешеходы заблаговременно перебегают дорогу по «зебре». Некоторые люди, ожидающие автобусов на остановках, умудряются заснять необычную колонну на камеры сотовых. Коллеги-операторы тоже снимают происходящее из салона «Форда» – через лобовое стекло водителя городские дороги выглядят как путь сквозь морскую пучину, разошедшуюся перед Моисеем.
Андрей Алексеенко держит скорость на отметке 60 – куда спешить? Не пациента ведь везет, а журналистов. А вот во время вызовов правила езды иные – бригада «скорой помощи» должна доехать до больного, в каком бы районе города и пригорода он ни находился, за 20 минут. Если из телефонного сообщения на станцию понятно, что ситуация экстренная (ДТП или промышленная авария с пострадавшими, тяжелые травмы, ожоги), то реанимобиль несется по городу с предельно допустимой скоростью.
«Сирену и маячки чаще приходится включать, когда везем больного в больницу, – говорит водитель нашего «Форда». – Пробки объезжаю по обочинам и дворам, как придется, скорость придерживаю – тяжелого пациента нельзя растрясти и подвергнуть опасности попадания в ДТП, главное – довезти его живым!»
Андрей Алексеенко трудится на станции скорой медицинской помощи с 1990 года, а его общий водительский стаж составляет 30 лет. Опыт работы в сложных дорожных ситуациях колоссальный. Впрочем, почти то же самое можно сказать о каждом сотруднике транспортного отдела БСМП. Руль реанимационных автомобилей доверяют настоящим асам вождения. По словам Андрея Алексеенко, ангарские водители с пониманием относятся к необходимости уступить дорогу машине «скорой» – сегодня медики спешат к кому-то, а завтра их помощь может понадобиться тебе.
И все же проблема существует. Не зря инициатором проведения рейда «Маячок» выступила именно администрация БСМП. Кроме дорожных заторов, бригады «скорых» нередко сталкиваются с препятствиями в виде перегороженных жителями внутриквартальных проездов, зеленых насаждений возле домов. К подъездам не подъехать из-за припаркованных машин. Привлечь к ответственности виновников такого положения дел практически невозможно. Иное дело автохамы на дорогах, которые не пропускают спецмашины с сиреной, – их действия попадают под ч. 2 ст. 12.17 КОАП, предусматривающей наказание в виде административного штрафа (от 500 рублей) или лишения права управления автомобилем на срок от 1 до 3 месяцев. По данным отдела пропаганды ГИБДД, в 2015 году 46 ангарчан были привлечены к административной ответственности (штрафные санкции) за это правонарушение на дороге, в отношение трех водителей за повторное нарушение было принято решено о лишении прав.
Лишение прав – серьезное наказание. А потому одними из первых на появление участников рейда «Маячок» в городе отреагировали таксисты. Автофорумы в Интернете сразу же пополнились сообщениями о передвижении спецмашин по улицам. А на телефон начали приходить смс от знакомых: «Что случилось в городе?», «Правда ли, что на комбинате авария?», «Зачем Шойгу приехал в Ангарск?»
Про Шойгу не знаю, а мы колесили по улицам под вой сирены с одной целью – посмотреть, насколько водители соблюдают закон и чисто по-человечески понимают необходимость уступить дорогу тем, кто спасает жизни.
Точного маршрута следования не знал никто – даже водитель «скорой». Сидящий рядом с ним на пассажирском сидении лейтенант полиции Максим Готолов получал по рации от старшего указания о следовании по тем или иным улицам. Чаще всего кортеж проезжал по перегруженной в часы пик улице Декабристов. При появлении четырех машин с проблесковыми маячками весь транспорт уходил на обочины – легковушки, грузовики, автобусы и даже трактор находили себе место в парковочных карманах, на остановочных пунктах. Интересно, что автомобили, движущиеся по встречной полосе, тоже нередко прижимались к своей обочине – таким образом они освобождали центр дорожного полотна. Тот, кто посмел встать у нас на пути, тут же попадал под протокол об административном правонарушении. Таких было немного – пять водителей за два часа.
Конечно, немного! Попробуй не уступи, если на дороге три экипажа ДПС!
«Причина не в этом, – говорит старший лейтенант полиции Алексей Ионов. – Наши улицы при своевременной очистке от снега позволяют водителю без лишних усилий и рисков уходить в сторону. Проблемы возникают только в часы перегруженности трасс, при авариях, непогоде. А вот в областном центре это проблема извечная – узкие дороги и обилие автомобилей не дают возможности проехать машинам экстренных служб. Ангарск в этом отношении более благополучен. Не думаю, что в этот раз водители предоставляли преимущество машине «скорой» из-за присутствия полицейских. В зеркало заднего вида наши машины не было видно. Плюс бьющий в стекла снег. Честно скажу, что оцениваю результаты рейда как положительные. Хочется верить, что культура вождения и законопослушность на дорогах нашего города будет расти и дальше».