Многие ангарские школы отметили в ушедшем 2015 году свои юбилеи. Из тех, что сразу вспоминаются: лицеи №1 и №2, гимназия №8, школа №11. Среди юбиляров и школа №35. Но так получилось, что до своего сорокалетия она не дожила. В 2015-2016 учебном году она получила новый номер – «40», став частью образовательного комплекса, состоящего из дошкольного учреждения №42 и средних общеобразовательных школ №№35 и 40.
Как уверяла начальник управления образования администрации АГО Лариса Лысак, в процессе укрупнения все ценное, что было наработано в этих образовательных учреждениях, будет по максимуму сохранено. Однако на практике происходит обратное, ведь влияние так называемого «человеческого фактора» никто не отменял.
По словам педагогов бывшей школы №35, которые были приняты на работу в образовательный комплекс №40, от их учреждения, обладавшего своими традициями и атмосферой, не осталось ничего. Пожалуй, единственное, что напоминает о том, что в здании начальной школы №40 еще год назад располагалось другое учебное заведение, – баннер с портретами ветеранов войны, дедушек и бабушек учеников. Убрать его, видимо, рука не поднялась.
Исчезли кадетские классы – нововведение бывшего директора школы №35 Натальи Смирновой, позволившее в свое время в разы снизить количество подростковых правонарушений в округе. Нет больше школьной демократической республики «35-й элемент», бывший сайт школы переименован, архивные альбомы, торжественно передававшиеся от выпуска к выпуску, отданы на руки учителям...
На днях стало известно, что заброшенный было единственный в Иркутской области музей истории казачества и Сибири будет сохранен, его только перенесут со второго этажа школы на четвертый. Заведовать им будет по-прежнему учитель биологии Елена Шипилова.
Однако главная и самая горькая потеря – домашний климат, дружественная атмосфера, царившая в этом учебном заведении еще со времени директорства Валентины Антонец, которая проработала в этой должности 19 лет. К нему, как считают педагоги, еще удалось подстроиться Наталье Смирновой, затем он начал постепенно испаряться...
Процесс адаптации в школе проходит тяжело. Это мнение обоих педагогических коллективов – их все еще два, хотя документально они одно целое. Удивительно, до какой степени непохожими оказались соседние школы, разделяет которые, казалось бы, только березовая роща! Дети от происходящего не пострадали, чего не скажешь о взрослых.
Сложно объяснить учителям и выпускникам, потерявшим родную школу, что они стали невольными жертвами новой программы модернизации образования, согласно которой необходимо перевести в одну смену обучение во всех образовательных организациях России. И заодно ликвидировать «неэффективные» школы, которые не смогли пройти очередную аккредитацию.
«Перекосов» можно было избежать при грамотных действиях администрации и педагогов объединяемых учреждений. Но на это, как всегда, не хватает времени, нервов, а особенно – душевной теплоты и открытости...
И все же свой 40-летний юбилей школа №35 отметила, оповестив в социальных сетях и выпускников, и педагогический состав. Как всегда они привыкли отмечать праздники – вместе, в хорошем настроении, во Дворце культуры «Современник».
По словам учителя русского языка и литературы уже школы №40 Елены Седых, юбилей состоялся во многом благодаря бывшему директору Валентине Антонец. Она прекрасно управлялась с непростым женским коллективом – тогда в школу приходили работать, а не показывать характер. Валентина Николаевна и стала главным инициатором встречи. На юбилей собралось человек триста. Впечатления у юбиляров от общения друг с другом самые радужные. Такие праздники решили сделать традиционными.
Провести юбилей помогло управление по молодежной политике, культуре и спорту, которое возглавляет выпускница школы №35 Марина Шкабарня. А вот из управления образования не было никого. Видимо, здесь другой принцип работает: из бумаг долой – из памяти вон.
Мы еще не раз вернемся к теме объединения школ. Как становится понятно, проблем от этого меньше не становится. Просто они меняют адресата, перекидываясь с администрации образовательных учреждений на обычных людей. На выпускников, которые вместе с альма матер лишаются огромного куска детства. На учителей и работников школ, часть жизни которых уходит в никуда, оставив только фотографии в альбомах и записи в трудовой книжке. Плохо, когда в самих школах, начинающих с чистого листа, уничтожается все, что может напомнить о прошлом. Беспамятство ни к чему хорошему еще не приводило.