В четверг, 28 января, в половине седьмого вечера, в микрорайоне Цементный состоялся настоящий народный сход. Возмущенные граждане целыми группами тянулись в местный клуб, чтобы высказать власти все, что они думают и по поводу транспортного обеспечения поселка-микрорайона, и по поводу других накопившихся проблем.
Объявления о сходе были развешаны заранее. Так что в итоге набрался полный зал. Даже стоячих мест хватило нe всем. Из заявленных представителей администрации АГО приехали практически все, кроме мэра Сергея Петрова, но были два заместителя мэра – Александр Лысов и Андрей Сафронов. Также прибыли начальник управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Василина Шунова, начальник отдела транспорта и связи Елена Воронова, депутат Думы АГО Михаил Дресвянский и директор МУП «Ангарский трамвай» Артем Бондарев. Короче говоря, для маленького Цемпоселка – полный аншлаг.
Народ был настроен решительно. Первым «под раздачу» попал транспорт.
«Наши дети 21 января после учебы час и сорок минут мерзли в городе, на остановке возле школы №12, не могли уехать домой! Мороз стоял минус 35. Кто ответит за этот беспредел?!» – возмущались молодые мамы.
Ответила им Василина Шунова. По ее словам, перевозчик ООО «Горавто», который раньше обслуживал маршрут, сообщил о том, что уходит с него, только 20 января, в шесть часов вечера, а не за 10 дней, как он заявил позже представителям СМИ. Как можно было нормально организовать движение за одну ночь? Со словами Василины Витальевны согласились Андрей Сафронов и Артем Бондарев. Причем последний сознался – когда ему позвонили и сказали, что возить людей в Цемпоселок будет «Ангарский трамвай», он не мог найти ни автобусов, ни водителей. Соответственно, интервал движения автобусов был какой попало целую неделю. И вместо четырех машин на маршрут выезжало три, а то и две (один автобус попал в аварию как раз тогда, когда дети простояли на остановке полтора часа). Нужен запасной транспорт. Его обещали выделить. Кроме арендованных автобусов Автоколонны 1948 и «Ангарского трамвая» появится новый автобус марки МАЗ, купленный администрацией. Он, как сказал Артем Бондарев, уже передан предприятию.
Сейчас, заверили в голос все чиновники, движение автобуса №1 вошло в прежний режим. Расписание можно узнать на автостанции.
И наказание перевозчика, бросившего маршрут, заверила Василина Шунова, обязательно последует. Контракт с администрацией у него был заключен на 5 лет. И разорвать его досрочно можно было только после уведомления администрации за месяц до прекращения перевозок. Нарушителю придется заплатить 1 миллион рублей – таковы штрафные санкции, прописанные в контракте.
На этом транспортная проблема казалась исчерпанной. Но новые вопросы посыпались от жителей Шеститысячника и Строителя.
«Нам столько лет обещают продлить маршрут «единицы» хотя бы до школы. Знаете, как тяжело старым людям из наших поселков идти до выезда из Цемпоселка?» – возмущались пенсионеры.
Представители власти в ответ лишь развели руками. Да, обращения о продлении маршрута были. Но на данный момент продлить его не представляется возможным, потому что улица Ярослава Гашека в плохом состоянии. В прошлом году там впервые установили освещение. Но нужно еще и нормальное дорожное полотно, и парковочные карманы. Все это вроде бы собираются делать нынешним летом. Если, конечно, кризис не внесет в планы свои коррективы.
«Ага, кризис! – возмущались граждане. – Это из-за него в Шеститысячнике дорогу не чистят? Такие снежные завалы – не проехать и на тракторе. Как люди до дома добираться должны?!»
Василина Шунова согласилась – да, не чистят. Но, чтобы оценить масштаб бедствия, чиновникам надо выехать на место и посмотреть. А уже потом решать, что делать. (Хотя, казалось бы, чего там решать? Убирать надо!)
В ужасном состоянии, по мнению жителей, и остановка автобуса №1 в районе «Военторга». Там не чищенный долгое время снег превратился в настоящий ледяной каток. Люди падают прямо на проезжую часть. А ведь именно на этой остановке выходит из автобуса большинство детей, которые учатся в городской школе №12, а также стариков, едущих в больницу.
Недовольны люди и изменением маршрута №1. Почему автобус ходит только до автостанции? Это старикам с льготными билетами количество пересадок безразлично. А школьникам, студентам, простым пассажирам приходится платить за проезд дважды.
Увы, эти вопросы власть фактически оставила без ответа. Над переносом остановки к маршруту №11 в районе все того же «Военторга» опять же обещали подумать. А вот протяженность маршрута пока увеличивать никто не собирается.
Среди прочего жители отдаленного микрорайона возмущались и аварийным зданием клуба «Дружба», в котором собираются всякие асоциальные личности.
«Ждать будем, пока тут убийство произойдет?!» – спрашивали они. Чиновники сказали, что «Дружба» в очередной раз выставлена на аукцион. Ее продают всего за 2 миллиона рублей, но состояние здания таково, что пока желающих приобрести его нет.
Недовольны люди и работой управляющей компании. В подъездах жилых домов Цемпоселка ремонта не было десятилетиями. Кое-где чуть ли не лестницы проваливаются (они здесь деревянные). А ЖЭК и в ус не дует. Кому им еще жаловаться, как не Василине Шуновой, которая за ЖКХ в городе отвечает? Увы. Василина Витальевна ответила, что по проблемам работы управляющей компании нужно встречаться отдельно. Сейчас возможности осмотреть подъезды у нее нет.
Разговор продолжался больше двух часов. Горожане выпустили пар, чиновники ни по одному вопросу ничего конкретного не обещали. Рейсы автобуса – да, восстановят. Но гарантировать, что транспорт будет ходить с интервалом ровно 20 минут, не может никто. Артем Бондарев заявил, что ему проще уволиться, чем твердо обещать, что рейсы будут бесперебойными. Ведь у него по-прежнему не хватает ни транспорта, ни кадров. Да и контракт с «единицей» у «Ангарского трамвая» пока временный. На полгода.
Продлить движение автобуса до Строителя тоже не обещали. Свет сделали – и пока все.
Печально, но вывод сложился следующий: на лучшее, видимо, можно не надеяться. Не было бы хуже... Во время бурных дебатов Василина Витальевна упоминала, что с 11 января в связи с вступлением в силу соответствующего закона Иркутской области право регулировать тарифы на городские пассажирские перевозки получила муниципальная власть. Для осуществления этих полномочий администрации АГО необходимо разработать ряд нормативных актов, методики и порядок установления тарифов, и в настоящее время эта работа ведется.
Почти никто из присутствующих не обратил особого внимания на эти слова. А зря. Ведь когда упомянутые нормативные акты будут приняты, можно не сомневаться – цена на проезд подскочит. Напомним, четыре перевозчика, включая ООО «Горавто», сбежали из Цемпоселка именно по причине убытков.
Мы задали вопрос Василине Шуновой: может ли произойти так, что цена проезда на убыточных маршрутах («единица», «пятерка») станет выше, чем проезд в среднем по городу? Она заверила – нет. Стоимость проезда, если такое решение будет принято, поднимется только на всех маршрутах сразу.
Что ж, кризис коснулся всех, и перевозчиков в том числе. Они не хотят работать в убыток. А значит, ангарчанам придется платить больше. И жители Цемпоселка не исключение. Но только жизнь на Камчатке дороже, чем на материке.