27 августа в России отмечается День кино. Показавшие в 1895 году первый фильм братья Люмьер даже и представить себе не могли, как далеко за 115 лет шагнет кинематограф. Давно прошли те времена, когда испуганные люди выбегали из кинозала при появлении на экране движущегося поезда – сегодня избалованного зрителя трудно удивить долби-звуком и объемным изображением. Однако даже заядлые киноманы, думается, с трудом себе представляют, как именно кадр с пленки попадает на экран. Накануне профессионального праздника кинематографов мы побывали в гостях у директора кинотеатра «Мир@max» Павла Кравченко и подсмотрели некоторые секреты его кинокухни.
Темное фойе, пустые залы – до открытия кинотеатр выглядит совсем не так, как во время сеансов. Но Павел Кравченко уверен: кино здесь живет всегда. «Кино – это не иллюзия, это жизнь, – говорит он. – Оно позволяет людям отвлечься, забыть о своих проблемах, набраться новых эмоций и впечатлений. Технические новинки кинематографа только усилили этот эффект. Кино за исключением недолгого перестроечного периода всегда было популярно у зрителя».
Мы поднимаемся в комнату механиков, где находятся кинопроекторы и усилители звука. Заглядываю в кинопроекционное окошечко – любопытно посмотреть, как выглядит зрительный зал с высоты. Удивляет наличие бобин. Цифровое кино не до конца вытеснило катушки с лентами. Многие фильмы до сих пор приходят не на жестких дисках, а именно в этом формате. Часто одна картина занимает две-три бобины. И если раньше механик по ходу сеанса менял их, отчего зритель замечал паузы, то теперь весь фильм (180-200 метров ленты) сматывают на одну большую катушку.
Цифровой кинопроектор сильно отличается от обычных – по сути, это большой компьютер стоимостью 6 миллионов рублей. Сверху к нему проведена вентиляция – для охлаждения. Капризная техника требует особого температурного режима. Здесь катушек нет – фильмы формата 3D размещаются на так называемых хардах – коробках с жесткими дисками.
«Техника шагнула вперед, появились такие возможности, о которых нам раньше приходилось только мечтать, – говорит Павел Павлович. – Но прежние времена все равно вспоминаю с ностальгией. В 70-80-х годах кинематограф был действительно массовым. С 1979 по 2004 год я возглавлял Ангарский кинопрокат и киносеть. В восьмидесятые в Ангарске работало 10 кинотеатров, действовало 50 киноустановок. Кинозалы были оборудованы во многих школах, училищах, горисполкоме. Билеты тогда стоили от 25 до 70 копеек. Наша киносеть обслуживала до 4 миллионов зрителей в год, принося местному бюджету существенный доход. В начале 2000-х эта система была порушена. Был такой год, когда в городе вообще не было кинопроката и фильмов не показывали. Люди усаживались перед телевизорами, приобретали видеомагнитофоны. Мы переживали очень сложные времена, я судился, пытаясь отстоять киносеть. На свалке оказался богатейший архив Ангарского кинопроката – 8700 фильмокопий! Тогда казалось, что российскому кинематографу приходит конец и ничего хорошего ждать не приходится. Но времена сменились, кинематограф, встав на коммерческие рельсы и технически перевооружившись, начал новую жизнь. Сейчас два кинотеатра вполне удовлетворяют нужды ангарского зрителя. Киноновинки выходят одновременно на всех киноэкранах страны, и ангарчане могут посмотреть новые ленты наравне с москвичами. Радует наметившаяся несколько лет назад тенденция к увеличению в кинопрокате количества отечественных картин. Последний зрительский бум кинотеатры переживали, когда шел фильм Бондарчука «9 рота». Наши люди объелись Голливудом, хотя масштабные ленты Камерона и семейные анимационные комедии по-прежнему пользуются популярностью».
На вопрос – удается ли директору кинотеатра посмотреть все идущие у них фильмы – Павел Кравченко ответил отрицательно. И рад был бы, но на это не хватает времени. В этом году он побывал в Сочи на фестивале «Кинотавр», пообщался со многими звездами кино и телевидения, сфотографировался с Паниным и Кончаловским на синей дорожке возле Зимнего театра. Говорит, чем более известен и велик человек, тем проще он в общении, доступнее, интереснее. «Кино не играют, им живут, – считает Павел Павлович. – В этом году исполняется 45 лет, как я работаю в киноиндустрии. Не устаю удивляться силе эмоций, льющейся с экрана в зал. Хочу поздравить ветеранов Ангарского кинопроката с приближающимся профессиональным праздником. Эти люди всегда оставались за кадром, в тени кинозалов, но благодаря им горожане увидели тысячи интересных картин. Вот вы спросили о моей любимой киноленте. Среди отечественных лент – это фильм «Экипаж», а лучший импортный киношедевр у меня до сих пор ассоциируется с «Аббой». Помню, с каким боем я отстаивал ее кинопоказ в идеологическом отделе горисполкома. Чиновники не любили фильм за вольность внешности героев и «антисоветскую» музыку, но зрители сразу полюбили «Аббу» и готовы были ее смотреть по 10-20 раз».