Ситуацию с транспортным коллапсом, который случился в середине января с автобусными перевозками на окраинах города – в микрорайонах Цементный и Юго-Восточный, – администрации Ангарска удалось разрешить только в начале февраля.
Ранее люди жаловались, что сначала не могут попасть на работу, а после нее уехать домой. Нескольких рейсов в день попросту не было, а ведь сюда больше не на чем добраться.
– Днем к нам вместо большого автобуса пускали микроавтобус «Газель». В нем льготы не действовали – пенсионеры были вынуждены платить за проезд. Мой ребенок не смог после школы уехать домой, на морозе стоял на остановке, так как боялся пропустить автобус. Замерз ужасно, – рассказывает Анна, жительница микрорайона Юго-Восточный.
– В том расписании, которое нам сделали, убрали один рейс – на 10.45. Чтобы отвезти ребенка в школу к 12 часам, нам приходилось выезжать в 10.00, а потом полтора часа до занятий болтаться на улице. Вечером та же беда. Забирать детей нужно в пять часов вечера, а рейс на 15.30 из Юго-Восточного тоже отменили. Снова приходится выезжать раньше и где-то находиться полтора часа. Зато, как только заберу детей с уроков, нужно сломя голову нестись на автобус. Если опоздаем, то еще час стоим на остановке в ожидании следующего. Один раз не успела на автобус, пришлось уезжать за ребенком на такси и так же возвращаться домой. А это 640 рублей в две стороны. У меня шестеро детей, никаких денег не напасешься! – говорит Людмила Николаевна.
Возмущенная женщина звонила в администрацию, но там ей ответили, мол, если нет автобуса, езжайте на такси. Сытый голодного не разумеет.
И только когда ситуация достигла своего апогея, в Юго-Восточный приехали представители администрации во главе с заместителем мэра АГО Александром Лысовым. Также здесь были начальник управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи Василина Шунова, ее заместитель Елена Чабанова, начальник отдела по транспорту и связи Елена Воронова, директор МУП «Ангарский трамвай» Артем Бондарев, главный инженер УК «ДОСТ» Николай Козлов, главный врач городской детской больницы №1 Валерий Голубев, главный специалист отдела здравоохранения Ирина Кунгурова, депутаты Думы АМО.
Как и жителям микрорайона Цементный, которые также пострадали из-за январских фокусов с транспортом, Василина Шунова пояснила собравшимся, что перевозчик отказался выйти на маршрут одномоментно, без «объявления войны». Администрация к такому повороту событий оказалась не готова. Автобусы и водителей изыскивали в срочном порядке.
– Начиная со 2 февраля (собрание проходило 4 февраля – прим. ред.) движение производится по тому же расписанию и тому же маршруту, что было ранее. К перевозчику будут применены штрафные санкции.
Александр Лысов от имени администрации принес свои извинения жителям отдаленного микрорайона и добавил, что помимо транспортных он готов выслушать и другие наболевшие вопросы.
Однако жители снова высказывали свои возмущения по поводу перевозок. Что неудивительно – намерзлись за эти дни.
– Сколько будет длиться эта эпопея? Вы там у себя в городе вышли из дома и сели на альтернативный маршрут, а у нас такого нет! Утром на 6.15 автобуса нет, значит, люди на работу не смогли уехать. Дети не попали в школу. А если уехали, то отучились до часу дня, а потом до пяти вечера болтаются по городу.
– Почему наш маршрут называют нерентабельным?! На нем ездят дачники из шести садоводств, сотрудники двух колоний, ТЭЦ-10, иногда в автобус все желающие не вмещаются. Неужели все равно дохода нет?!
– Нерентабельность связана с тем, что это отдаленный микрорайон и до вас многокилометровый пробег – 17,5 километра, – объясняла Василина Шунова
Люди снова зашумели: мол, в городе автобусы столько же ездят. И только когда претензии были высказаны по пятому кругу, начали задавать вопросы по другим проблемам.
– Спасибо за освещение, которые вы сделали на остановке. А можно еще сделать тротуар и поставить фонари рядом с единственной в нашем микрорайоне пятиэтажкой?
– Что делать со взносами на капитальный ремонт? У нас все дома аварийные! Мы их своими силами поддерживаем, чтобы до конца не развалились!
– Невозможно перейти дорогу с остановки Суховской! У нас дети из школы приезжают, а перейти дорогу, чтобы попасть домой, не могут. Хотя бы лежачего полицейского установите!
Также обсуждалась проблема оказания своевременной медицинской помощи. Мамы с больными детьми вынуждены ездить на прием в Ангарск, а жители Суховской – в микрорайон Китой. С пересадками на двух автобусах! А там жители сами от отсутствия врачей страдают. Оказывается, в Юго-Восточном даже медсестры нет – обычный укол поставить некому!
В микрорайоне прописано 211 детей, и это количество составляет четверть ставки врача-педиатра. Также нет и приспособленного помещения для приема больных детей. Но для местных чиновников, видимо, это не повод, чтобы начать активные действия.
В связи с этим вспоминается случай, растиражированный мировыми СМИ в начале 2016 года: три года назад компания Japan Railway приняла решение о приостановке движения по непопулярному и удаленному направлению, так как там никто не живет. Когда стало известно, что на станции Ками-Сиратаки живет школьница, железнодорожники решили направлять в район поезда, чтобы девочка могла добираться до школы и возвращаться домой после уроков. Поезда останавливаются на станции дважды в день в разное время – в зависимости от того, когда у девочки начинаются и заканчиваются занятия. А полностью маршрут закроется, когда девочка поступит в университет и уедет из селения.
Увы, Ангарск – не Япония: там ради одного ребенка стараются, а у нас столько лет для двух сотен не могут ничего сделать. Василина Шунова пообещала, что фельдшерско-акушерский пункт оборудуют в одном из помещений здания ЖЭКа, вот только ремонт нужно сделать. «Этот вопрос мы постараемся решить в этом году. Ну, или хотя бы начать», – сказала она.
По сути, жителям Юго-Восточного ничего определенного не пообещали. Чиновники разъехались на личных авто, а проблемы остались.