На прошлой неделе в микрорайон Китой выехала делегация районного начальства во главе с заместителем мэра Александром Лысовым. Также поговорить с жителями не побоялись депутат Думы АГО Михаил Дресвянский, начальник управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Василина Шунова, специалист Елена Чабанова, заместитель директора ДК «Энергетик» Вадим Балышев и двое предпринимателей-перевозчиков – Любовь Волокитина (Автоколонна 1951, маршрут №2) и Сергей Нечепоренко («Авто 38», маршрут №11).
В здании местной библиотеки народу собралось много. Люди сидели, стояли на лестнице плечом к плечу. К сожалению, другого зала в поселке-микрорайоне просто нет. ДК «Лесник», который вместил бы всех желающих пообщаться с властью, до сих пор не отремонтирован.
Транспорт
Первым вопросом подняли тему о транспорте. Василина Шунова напомнила собравшимся, что власть пошла навстречу требованиям китойцев и по решению местной Думы с конца прошлого года в Китой ходит не только автобус №2 – до поселка был продлен и маршрут №11. Возникла конкуренция. Нравится ли такое положение дел жителям?
Мнение зала разделилось. Многие сетовали на то, что водители начинают устраивать «гонки». И, конечно, возмущение вызвало то, что у каждого перевозчика свои проездные билеты для льготников. Если ездить на «одиннадцатом» – в «двойку» уже не сядешь. И наоборот. Не проехать с льготным билетом второго маршрута и в городских автобусах. Так зачем тогда такой проездной нужен?
Владелица «двойки» Любовь Волокитина заверила жителей, что готова поставить терминалы и прибрести электронные билеты, с которыми можно будет ездить по всему городу, хоть завтра. Мало того, скоро прибудут новые автобусы – большие ЛиАЗы. Ведь пассажиров достаточно, многие по утрам уехать не могут.
Однако у китойцев свое мнение насчет того, почему они не могут уехать. Во-первых, последний рейс уходит не по времени. В 21.16, как указано в расписании, «двойку» не дождаться. Во-вторых, само движение автобусов, по мнению жителей, не соответствует расписанию. «Угадал – не угадал».
Выслушав претензии, Любовь Волокитина пообещала провести проверку и лично проехать на последнем рейсе.
Народ хмыкнул. Мол, кто же поедет абы как, зная, что хозяйка в салоне?! Это только простых пассажиров можно возить как дрова. В автобусах грязно, сиденья порванные. Вопрос о хамстве и курении водителей поднимался не раз, но воз и ныне там. Не спасают даже штрафные санкции – 1000 рублей в день.
Председатель местного совета общественности «Зеленый берег» Антонина Кротова рассказала, что стала свидетелем жуткой ситуации: мужчину-инвалида с электронным билетом водитель «двойки» с матом выставил из автобуса на остановке «Мирамакс». Китойцы, знающие каждого в поселке, попытались заплатить за соседа. Но водитель захлопнул двери и дал по газам.
К автобусам маршрута №11 таких претензий нет. Тем не менее жители Китоя уверены, что сохранить надо оба маршрута. В городе они не пересекаются. Выходит, китойцы могут добраться до любой нужной точки в Ангарске без пересадок.
Казалось бы, все решили. Претензии озвучили, пусть Автоколонна 1951 исправляет огрехи и ездит себе с миром. Но неожиданно произошло что-то из серии «очевидное – невероятное». Любовь Волокитина выразила громкое несогласие с таким положением дел. Она заявила, что поставит терминалы хоть завтра, и ЛиАЗы привезет, и маршрут продлит куда надо. Но с одним условием – пусть автобусы «Авто 38» уйдут с муниципального маршрута!
Александр Лысов такой постановке вопроса очень удивился. Это где ж видано, чтобы предприниматели ставили власти условия работы на муниципальных маршрутах?! «Транспортную» дискуссию тут же свернули принудительно и перешли к другим вопросам. Однако журналисты не могли не поинтересоваться, почему директор Автоколонны 1951 недовольна ситуацией. По словам Любови Волокитиной, с того момента, как в Китое ходит маршрут №11, выручка ее предприятия серьезно упала. «Водитель в день привозит 1800 рублей. А мне ему за выход 2000 надо заплатить», – поделилась бедой перевозчица. Да, она поняла свою ошибку с отказом использовать электронные проездные. И теперь готова исправиться. Но только если из Китоя уберут все остальные автобусы.
«Как в детском саду», – прокомментировали ее позицию представители власти. У владельца маршрута №11 есть договор с администрацией, он составлен на определенный срок. И никакое стороннее лицо разорвать его не может.
Конкуренция в бизнесе – личное дело предпринимателей. Власть ни при чем. На этом транспортную тему и закрыли.
ЖКХ
Перешли к другим не менее насущным вопросам. Жители поселка боятся ходить по улицам из-за бездомных собак. Бросили животных люди, переселенные из ветхих и аварийных бараков в город. За год-два от нескольких собак наплодилась целая свора. Жители их жалеют, подкармливают. Но зимой голодные собаки становятся агрессивными. Василина Шунова сказала, что сейчас заключается контракт на отлов бродячих животных. Убивать собак не будут, их передадут в один из иркутских приютов.
Беспокоит людей и мусор. Муниципальные мусорные стоянки на улицах Заводской и Советской находятся в плачевном состоянии – они доверху завалены бытовыми отходами. В мусоре по уши и местные садоводства, в которых постоянно проживают люди.
Причина, по словам Василины Шуновой, одна – частный сектор не заключает договор на вывоз мусора. Людям проще сваливать его на муниципальные стоянки. Однако у жителей иное мнение. Председатель совета общественности «Лесник-2» сказала, что со своих семи улиц в прошлом году она собирала деньги на вывоз мусора. Люди сдавали мусор в больших мешках. Машина у садоводства была своя, оплачивали только утилизацию на полигоне ТБО. С компанией «Сибтранспетройл» – собственником полигона – был заключен договор. Хотели продлить его и на 2016 год. Но против выступили сами владельцы полигона.
Понятно, что им выгоднее принимать мусор от компаний, имеющих спецмашины. Но для жителей договор с таким посредником станет на порядок дороже, чем вывоз собственными силами. Пойти на это они не согласны. И ставить баки за собственные деньги (мусоровозы забирают мусор только с оборудованных стоянок) никто не хочет. Вот так инициативу зарубили на корню. Василина Шунова пообещала разобраться.
Также волнует людей проблема воды. В частном секторе есть только водозаборные колонки. А почему бы не подвести холодную воду к домам? Проект подключения есть. Но у администрации уже который год нет денег. Жители попросили, чтобы им посчитали, сколько средств необходимо. Вдруг удастся собрать самим? И остались очень недовольны. Как рассказала председатель совета общественности «Зеленый берег», за 250 метров трубы ей насчитали 1 миллион 800 тысяч рублей. «Труба со стразами будет?» – саркастично поинтересовались китойцы. Василина Шунова ответила, что труба самая обычная. Но ее прокладка – дело дорогое, поэтому сумма такая большая.
Возмущены люди и качеством сноса домов. Ветхое жилье положено убирать. Но подрядчики сделали это так, что теперь местные ребятишки в большой опасности. Весь мусор оставили, подвалы и туалеты не засыпали землей. Дети ходят на руины играть. Недалеко до беды. Эту проблему пообещали решить.
А вот на освещение, о котором жители просят не первый год, денег в бюджете АГО нет. Новый капитальный дом №11 на улице Заводской находится на окраине – и вечером, и утром люди ходят с фонариками. К сожалению, пока решить их проблемы некому.
Культура и образование
Зато продвигается дело с ДК «Лесник». Как рассказал Вадим Балышев, на сегодняшний день идет выбор подрядчика. И до 15 августа все работы во дворце культуры будут выполнены. На них в местном бюджете заложено 23 миллиона рублей, еще 12 миллионов выделила область. После ремонта (это уже известно) в «Леснике» разместятся концертный зал, помещение для дискотеки, тренажерный зал, детские спортивные секции, а также начальная школа. В основной школе катастрофически не хватает места на всех детей, и сейчас младшие классы учатся в детском саду, занимая группы, необходимые для дошкольников.
Конечно, вариант со школой в ДК тоже не самый лучший. По уму, нужна новая школа. Ее проект, как сообщил Александр Лысов, рассчитанный на 725 человек, уже готов и проходит экспертизу.
А еще Китою очень нужна новая подстанция. Разговор об этом ведется годами. Бытовая техника из-за перепадов напряжения горит. Но денег, увы, нет. В итоге было принято решение отремонтировать сети электроснабжения на улицах Партизанской, Пролетарской и Октябрьской. Ну а остальным жителям поселка рекомендовали жаловаться на перепады напряжения в жилищный надзор. С его предписаниями Облкоммунэнерго должно привести сети в порядок.
Встреча продлилась больше двух часов. Жители отдаленного микрорайона Китой, в отличие от своих товарищей по несчастью, оказались куда более шумными, чем люди в Цемпоселке и Юго-Восточном.
Но китойцев, к слову, и намного больше. Как ни крути, голоса пяти тысяч человек сложно не услышать. Тем более если большинство из них инициативные и «пробивные». Поэтому хочется надеяться, что администрация не ограничится одними разговорами и примет меры к улучшению жизни в поселке.