«Ну, будем начинать! Привет! Я Дима, пришел сыграть спектакль, а Галя мне поможет, потому что я тут самый главный, а Галя – так, «рыжая», – более свободного начала сценического действия я еще не видела. Да и спектакль ли это, если привычной «стены» между актерами и зрителями и в помине нет? Свободным общением с публикой обернулась новая постановка театра «Факел», заслуженного коллектива народного творчества Российской Федерации.
Здесь сыграли пьесу «Свободная пара» самого популярного из ныне живущих драматургов Италии, блистательного актера-импровизатора, известного режиссера, лауреата Нобелевской премии Дарио Фо и его жены и соавтора Франки Раме. Пьесы Дарио Фо часто ставятся за пределами Италии: согласно статистике, каждый день в мире играется до 400 спектаклей по его комедиям.
Премьерные ангарские спектакли состоялись в помещении театра – доме №15 в 212 квартале – 12 и 13 февраля. Два дня подряд, потому что исполнитель главной мужской роли Дмитрий Павловский 15 февраля улетел в Москву продолжать обучение. Дима – выпускник «Факела», студент второго курса факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры, будущий режиссер кино и телевидения. В Ангарск он приезжал на каникулы, которыми воспользовался, чтобы тряхнуть стариной – вновь выйти на сцену в качестве актера. Надо сказать, что, скучая по театру, он старается делать это при каждом удобном случае. Вот и отрепетировал спектакль за месяц!
Ему проще, ведь главный персонаж в «Свободной паре» – женский. У героини, в отличие от героев-мужчин, есть имя – Антония, тогда как о ее муже мы только знаем, что он – «инженер Мамбретти», или «свободный пар», как называет его супруга. Эту роль исполняет Галина Астанина. Это на ее хрупкие девичьи плечи легли все тяготы «свободного брака», при котором муж чувствует себя вольным ветром в поле, а жене не позволяет шага ступить, превращая ее же в свою наперсницу.
«Свободная супружеская пара имеет свои неудобства: она должна быть открыта лишь с той стороны, где мужчина!.. Потому что, если «свободную пару» открыть с обеих сторон, будет страшный сквозняк!» Авторы и исполнители этой пьесы – итальянцы Дарио Фо и Франка Раме – вложили в уста своих героев массу верных и парадоксальных выводов, которыми перебрасываются супруги в попытках сохранить свой брак.
Сопровождается непредсказуемое и полуабсурдное действо поистине итальянскими эмоциями, с регулярными попытками застрелиться, отравиться таблетками и выброситься в окно («Пусти меня! Я хочу умереть в юбке!» «Не глотай желтые таблетки! Это мои таблетки от астмы!»). И все это – при постоянном обращении к зрительской аудитории, так что у публики голова идет кругом от такой бурной супружеской жизни у всех на глазах и от путаницы: где спектакль, а где – рассказ о нем. Необычное и интересное ощущение!
Постановка получилась смешной и философской одновременно – этакий трагифарс, насмешка над психологическими перипетиями супружеской жизни и «демократическими» свободами, проникающими даже в семейную сферу. «Факел» уже обращался к этому драматургическому материалу – более 15 лет назад спектакль «Свободная пара» был в репертуаре театра и даже съездил на международный фестиваль. Но сегодняшние участники видеть его не могли – разве что отрывок во время театрального капустника!
– Наши артисты мигрируют, – объяснил режиссер и руководитель «Факела», заслуженный работник культуры РФ Александр Кононов, – в год коллектив теряет 7-8 человек: в городе негде работать, у людей нет возможности приложить свои силы. Дима уже учится в Москве, Галя, судя по всему, тоже соберется отсюда уезжать. Но пока они с нами, мы пользуемся моментом. В этом спектакле ребята учатся искусству импровизации. Театр Дарио Фо глубоко связан с национальной традицией – итальянской комедией дель арте, которая не предполагала текста, а только тему, ситуацию, молниеносно подхватываемую и раскручиваемую артистами. Человек, выходящий на сцену, должен уметь свободно «переключаться», постоянно подогревая зрительский интерес, – это сложно, но мы всегда находимся в процессе обучения.
О том, что импровизировать ребятам в какой-то мере удается, говорят уже эти две работы. Спектакли 12 и 13 февраля не копировали друг друга. Впрочем, каждый спектакль существует в единственном числе, ведь театр – живая субстанция.