«Школьному коллективу организованных дружных артистов», или образцовому театру «Шкода», средней общеобразовательной школы №11 поселка Китой исполнилось 25 лет! Театр, руководит которым режиссер Альбина Мельникова, хорошо известен и уважаем как в среде ангарских театралов, так и за пределами нашего города. Четверть века он характеризуется сценической смелостью, энергичностью, любовью к новизне и экспериментам. Его стиль настолько отличается от почерка других театральных коллективов города, что, попав на спектакль «Шкоды» в середине действия, все равно его узнаешь.
Мне кажется, то, как ловко укладывается в звучную аббревиатуру полное название театра, имеет прямое отношение к его сущности. А самое интересное – как оно противоречит тому, что получается в результате! Глядя, как китойские ребята, четко укладываясь в ритм, заданный им режиссером, танцуют, поют, произносят текст, входят в роли, кажется, что это дается им легко и просто. А сколько за этим стоит труда, усилий и со стороны «организованных дружных артистов», и со стороны их наставников!
«Шкода» имеет интересную историю. Этот театр, как, кстати, многие ангарские школьные театры, родом из сложных 90-х. Почему тогда в массовом порядке возникали театральные коллективы, организовывались фестивали – сейчас трудно понять. Альбина Викторовна взялась за дело с великим энтузиазмом: уже через год, в 1992-м, театр вышел на сцену Дворца творчества детей и молодежи с музыкальной сказкой «Огниво» и получил на январском фестивале Гран-при.
Это воодушевило и режиссера, и артистов на новые сценические подвиги. Тогда «Шкода» играла в неусловный театр: декорации, костюмы – все, как у большинства коллективов. Отличал только напор. А далее – время внесло коррективы, помогло выработать свой неповторимый почерк.
Как вспоминает Альбина Викторовна, в 1999 году она поставила пушкинскую «Сказку о попе и его работнике Балде» без всего – потому что ничего не было и никто не мог помочь. В театральной среде сказали бы: спектакль не одет. Ан нет – «прокатило». Актерские способности ее воспитанников позволили обойтись без традиционной сценической «одежды». Так необходимость работать в условности переросла в стиль. Так родился условный театр «Шкоды».
С тех пор на спектаклях отсутствуют декорации, костюмы представляют собой, за редким исключением, дополненные необходимыми элементами репетиционные трико. Весь реквизит, как в уличном балагане, помещается в очередном сундуке, как в спектакле «Волшебное кольцо» по мотивам сказки Бориса Шергина.
А еще Альбина Викторовна любит работать со скамейками, табуретками, палками, цирковыми атрибутами... Иногда кажется, что ее дети переносят на сцену то, чем они занимаются на тренингах по сценическому движению и речи. Другое дело, что это всегда осмысленно и кстати. Уметь вклинить учебные элементы в итоговую работу так, чтобы это не «торчало», требует от режиссера большого мастерства.
С 2010 года они стали участвовать в фестивалях всероссийского уровня. И всегда успешно. Любые выезды коллектива за пределы города, по мнению руководителя театра, расширяют кругозор, позволяют детям социализироваться, развивают коммуникативные качества – это обязательно пригодится им в жизни.
– В режиссерскую работу я ушла с головой с 2008 года, – рассказала Альбина Мельникова, – до этого в школе была заместителем директора по эстетике и театр невольно оставался на втором плане. В 2008-м, когда повсеместно избавлялись от эстетических отделений в образовательных учреждениях, театр передали во Дворец творчества детей и молодежи. Очень жалею о годах, которые провела на административной работе. Сколько я тогда недодала своим воспитанникам, скольких недоучила, недолюбила! У меня сейчас большая, хорошая, стабильная команда из 37 артистов. Очень помогают родители: стирают, гладят, покупают реквизит, во всем нас поддерживают. Выпускники не забывают – сколько поздравлений мы получили к юбилею! Кто-то, окончив школу, остается в театре. Ольга Горбунова, режиссер-педагог, уже четвертый год моя первая помощница. Она не единственная, кто решил сделать театр своей профессией – Кристина Исайкина заканчивает режиссерский факультет ГИТИСа. Есть еще один способ возвратиться в родной театр – дети вырастают и приводят в «Шкоду» уже своих детей. Таких у нас в труппе половина.
В репертуаре театра за 25 лет поставлено более 50 спектаклей. Они и больше могли бы сделать. Сама эмоциональная и энергичная, Альбина Викторовна не гасит этих качеств и в детях. Активные, подвижные, «бешеные», как она говорит, они все делают сами после ее объяснений. Методом показа со старшим составом она не работает уже лет десять, только начинающим артистам может что-то показать.
Свято придерживаются в «Шкоде» и других принципов. Здесь обязательно уважительное отношение артистов друг к другу и взаимовыручка, ведь театр – искусство коллективное, где все друг от друга зависят. «Я профессионально счастлива», – утверждает Альбина Мельникова. Сегодня «Шкода» готовится к традиционному ангарскому фестивалю «Театральная карусель», который проходит в конце марта. Они выставят сразу три спектакля – покажут работу всех возрастных групп.