Во вторник, 1 марта, пожилые люди, пользующиеся электронным социальным проездным билетом, были возмущены тем, что в некоторых городских автобусах их заставили заплатить за проезд наличными. По имеющейся информации, льготников уже не возят автобусы на маршрутах №№3, 10, 27, 28. На «восьмерке» и «девятке» возят частично.
Что случилось? Кто разрешил перевозчикам так поступить? И самое главное – ради чего городили огород?! Старики и инвалиды стояли в очередях, получали новые, «пилотные», проездные карты, а потом ведь еще и свои кровные 150 рублей на них положили. И остались с носом?!
О причинах произошедшего ангарским журналистам рассказали за день до отмены льгот. Точку зрения перевозчиков пояснил председатель Союза автотранспортников Сергей Шарков. Позиция следующая: перевозки льготников по проездным будут прекращены, из-за того что Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказывается за них платить. Ситуация сложилась, прямо скажем, непонятная.
По словам Сергея Шаркова и представителей администрации (администрация АГО принимает активное участие в пилотном проекте «Электронная социальная карта»), инициатором проекта стал лично губернатор региона Сергей Левченко. Именно он решил, что местные автопредприятия надо ставить на контроль области. У ангарских перевозчиков забрали право продавать проездные билеты – с 1 января их изготавливает и выдает областная структура ОАО «УЭК Иркутской области». На это же ОАО возложена обязанность считать количество поездок по электронным картам и передавать результаты подсчета в Министерство социального развития региона.
Идея губернатора была хорошей. Разделить функции, усилить контроль. Дело перевозчиков – только возить. ОАО «УЭК» – считать. Министерства – платить. Но, увы, схема дала сбой.
Перевозчики два месяца без заключения договоров с Минсоцразвития честно возили, не «заморачиваясь» на подсчет. Областной оператор считал. Данные официальной статистики, представленные им, есть и у транспортников, и у администрации АГО, и в Министерстве соцразвития. За январь 21 тысяча ангарских льготников (всего проездные получили 25 тысяч человек) совершила 668 тысяч поездок. Что в пересчете на деньги составляет 10 миллионов 720 тысяч рублей. В феврале поездок стало чуть меньше – зарегистрировано около 18 тысяч льготников, пользовавшихся своим проездным. Общая сумма долга Минсоцразвития перед перевозчиками пока еще не подсчитана. Но, предположительно, за два месяца она составит около 20 миллионов рублей.
Так вот, ни за январь, ни за февраль перевозчики до сих пор не получили ни копейки. В ОАО «УЭК» разводят руками: они всё посчитали, в министерство данные передали. Обращения за разъяснениями к министру Владимиру Родионову ни к чему не привели.
Пыталась помочь и администрация АГО. Для урегулирования возникшей ситуации был предпринят ряд шагов: инициировано проведение нескольких совещаний в Министерстве соцзащиты области по этому вопросу, направлены соответствующие письма губернатору, председателю Заксобрания Иркутской области. Тем не менее, как было сообщено на брифинге, разъяснения от министерства по вопросу отсутствия оплаты до сих пор не получены.
В кулуарах говорят, что в части бюджета области, направленной на социальную поддержку населения, просто нет денег. Их вроде и раньше было немного (по опыту прошлых лет: ангарские транспортники получали компенсацию за проезд льготников только до июля, потом средства кончались). А сейчас в связи с кризисом вообще шаром покати.
Но кого это волнует?! Льготы гарантированы федеральным законодательством. Любой гражданин, их лишенный, вправе подать на Министерство соцразвития в суд. И выиграет его безусловно. Если бы не одно «но».
Как уж такое случилось, неизвестно. Однако «пилотный проект», стартовавший с такой помпой, видимо, на время лишил бдительности и перевозчиков, и ангарскую администрацию. Визиты министра под вспышки камер областной прессы как будто ослепили видавших виды чиновников и бизнесменов. В итоге Владимиру Родионову поверили на слово и без всякого договора (!) начали возить пассажиров. Договор с перевозчиками министр в присутствии представителей местной власти и журналистов, специально собранных по этому случаю в январе, обещал заключить сразу после того, как будет проведен подсчет итогов первого месяца (мол, необходимо полностью убедиться в правильности всех цифр). То есть 1 февраля. Но, когда ООО «УЭК» представило результаты, а перевозчики приехали подписывать договоры, Владимир Родионов, по словам Сергея Шаркова, вдруг отказался от подписания, мотивируя это тем, что... январь уже прошел!
Деньги за январь и февраль ангарским перевозчикам министр предложил взыскивать через суд. А договоров на оплату (следовательно, и денег по договору) нет и по сей день. Местная администрация ничего сделать не может. Не ее, к сожалению, уровень.
В итоге суд, конечно, будет. Но возить людей себе в убыток дальше перевозчики просто не могут.
Первыми повесили таблички «Льгот нет» маршруты №№3, 10, 27 и 28. Однако ангарчане уже жалуются на то, что в других автобусах (например в «восьмерке») водители заставляют льготников оплачивать проезд. С 10 марта все частные транспортные предприятия города полностью прекращают перевозку льготных пассажиров.
Люди, пользующиеся ЭСПБ, возмущены: почему, зная о сложившемся положении, их заранее не предупредили, что класть на карточку 150 рублей для проезда в марте не надо? Ведь, получается, эти деньги фактически «сгорят»!
Сергей Шарков ответил, что этот вопрос люди могут задать ОАО «УЭК». Именно в эту организацию переводятся 150 рублей. Пока альтернатива четырем маршрутам, не возящим льготников, есть. По электронному проездному можно проехать на других автобусах, а также (со стопроцентной гарантией) в трамвае. Да, идти до остановки некоторым придется долго. Но сегодня другой бесплатной альтернативы уже нет. А завтра, глядишь, и красивая пластиковая карточка, доставшаяся 25 тысячам ангарчан с таким трудом, станет всего лишь сувениром...
Комментарий мэра АГО Сергея Петрова:
– Действительно, с 1 марта у нас возникла проблема с перевозками льготной категории граждан в связи с неподписанием соглашения между Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ангарскими перевозчиками. Соглашение предполагает согласие сторон на оказание и оплату услуги. И как раз в части формы возмещения расходов перевозчиков это согласие не найдено. Перевозчики настаивают на возмещении затрат по фактически перевезенным пассажирам, министерство придерживается позиции оплаты средневзвешенного провоза.
Я хочу выразить сожаление в связи со сложившейся ситуацией. Безусловно, сочувствую жителям. Поверьте, все меры мы предпринимаем, плотно взаимодействуем с областным правительством для скорейшего разрешения ситуации.
Кстати
По сообщению начальника отдела транспорта и связи управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации АГО Елены Вороновой, ангарчане, пользующиеся местными, городскими, льготами, по-прежнему могут пользоваться ЭСПБ. Им ничего не грозит и после 10 марта. В это число входят дети из многодетных малообеспеченных семей (им оплачивается за счет бюджета АГО 50 бесплатных поездок в месяц), а также обычные ребятишки от 7 до 14 лет. Для них проезд по электронной карте по-прежнему будет стоить 10 рублей. Также, по сообщению директора МУП «Ангарский трамвай» Артема Бондарева, возить льготников по ЭСПБ будет этот муниципальный транспорт. Несмотря на то что министерство этому перевозчику тоже не платит, такое указание дано трамвайщикам администрацией АГО.