Ангарчане все чаще становятся жертвами телефонных мошенников. В настоящее время этот вид преступлений занимает одно из первых мест в криминальном рейтинге. В начале этой недели в городе и вовсе произошел случай двойного мошенничества – свою жертву преступники использовали дважды. В первый раз, когда не выслали ему заказанный по Интернету товар (БАДы на крупную сумму), попросив при этом стопроцентную предоплату. Расстроенный мужчина решил привлечь к ответственности своих обидчиков и написал на них заявление в полицию. А через несколько дней ему поступил звонок из «прокуратуры». Псевдоследователи сообщили потерпевшему, что ему полагается материальная компенсация как жертве преступления, но, чтобы получить свои 500 тысяч, необходимо оплатить страховку в размере 100 тысяч рублей, переведя деньги на счет... И мужчина выполнил указания звонившего... И смех, и грех, и проза нашей жизни... Сегодня мы постараемся рассказать читателям о самых популярных видах телефонного мошенничества.
Способ 1. «Условия вашего тарифного плана были изменены. Подробности доступны при отправке смс на номер...»
Все больше и больше набирает популярность схема, при которой жертвам будто бы от имени сотового оператора отправляются уведомления об изменении тарифного плана или же о блокировке номера. Затем предлагается узнать подробности, отправив сообщение на «бесплатный» короткий номер. Однако все крупнейшие операторы, такие как Билайн, Мегафон и МТС, давно убеждают своих клиентов не доверять таким сообщениям. Естественно, что при звонке на указанный номер или отправке ответного смс со счета мобильного телефона снимается крупная сумма, а жертва через некоторое время с удивлением обнаруживает минусовой баланс. Вернуть в этом случае списанные средства не представляется возможным, ведь нажатием кнопки вызова вы добровольно воспользовались телефонной услугой. Избежать обмана можно, только игнорируя сомнительные сообщения. Хотите уточнить свой тариф – посмотрите нужную информацию на официальном сайте мобильного оператора или обратитесь лично в офис компании.
Способ 2. Смс или звонки с просьбой о помощи близким людям
В последнее время мошенники чаще используют не сообщения, а звонки на телефон. Самый безотказный способ заставить человека раскошелиться – вымогательство денег под личиной родственника, попавшего в беду. Представляясь сыном, мужем, внуком, племянником, аферист сообщает, что совершил жуткое ДТП, случайно убил человека, задержан с наркотиками и т.п. И теперь, чтобы «урегулировать вопрос» с правоохранительными органами, нужно немедленно передать деньги для сотрудника полиции (прокуратуры), следственного комитета и т.п. через посредника или положить средства на определенный банковский счет. Такой прием срабатывает в 90 случаях из ста: люди, услышав страшную новость и потеряв способность критически мыслить, отдают аферистам порой все до копейки.
Почему так происходит? Во-первых, мошенники пользуются шоковым состоянием абонента и действуют стремительно, напористо, не давая жертве вымогательства опомниться, пока она не поняла, что звонивший говорит незнакомым голосом (хотя зачастую голос поразительно похож на голос родственника) и с неизвестного номера. Во-вторых, в нашем российском менталитете прочно закрепилось убеждение: все проблемы можно уладить с помощью взяток. Так ли это на самом деле – тема отдельной публикации. В данном случае важно уяснить одно: даже если кто-то в органах захочет порешать таким образом вопрос, звонить незнакомым людям по телефону и договариваться о денежном вознаграждении ни за что не станет!
Поэтому будьте готовы ответить аферистам по всем правилам – попросите дать время на подсчет наличных средств, позвоните своему родственнику, от имени которого с вас требуют деньги, или людям, которые могут в этот момент быть с ним рядом. Если дозвониться не удалось, вызовите такси и навестите близкого человека. Это в итоге выйдет дешевле, чем платить мошенникам. Был случай, когда пожилая женщина на предложение «выкупить» внука сказала звонившим людям: «Ну что делать! Пусть сидит в тюрьме!» На том конце провода повисло молчание. Преступники не ожидали такого «равнодушного» отношения жертвы к своему родственнику. А в это время любимый внук находился в соседней комнате, работал за компьютером. Будь он где-то далеко, неизвестно, как бы отреагировала его бабуля на предложение аферистов.
Также мошенники нередко используют рассылку сообщений с просьбой о помощи. Существует огромное количество вариантов текста. Например: «Мама, у меня большие проблемы. Срочно положи 400 руб. на номер такой-то. Дома все сам расскажу». Многие доверчивые мамы поверили в этот трюк. Могут быть и очень романтические варианты развода: «Привет, мой милый человечек! Я сейчас в аэропорту. Мне прохожий дал свой телефон, чтобы написать тебе смс, у меня на счете нет денег, никак не могу позвонить тебе, мой номер такой-то. Положи мне немного денег для звонка. Люблю и нежно обнимаю». Номер отправителя при этом может быть совершенно любым.
Способ 3. «Поздравляем! Вы выиграли! Чтобы забрать выигрыш, вам нужно...»
«Вы стали обладателем суперприза нашей лотереи! Оплатите страховку и получите автомобиль». Смс-сообщение такого содержания получила на прошлой неделе жительница Ангарска и не раздумывая отправила деньги авторам этого сообщения.
7 марта женщина пришла в полицию и заявила, что неизвестные обманом похитили у нее денежные средства в сумме 15 тысяч рублей.
В ходе проверки заявления полицейские установили: получив на свой телефон сообщение о выигрыше автомашины «Мазда», ангарчанка с помощью терминала перевела в качестве страхового взноса денежные средства на указанный счет. Также установлено, что телефонный номер, с которого было отправлено сообщение, зарегистрирован в Республике Коми.
Полицейские напоминают о том, что информацию о разного рода крупных выигрышах распространяют мошенники, рассчитывая завладеть средствами граждан. Получив такое сообщение, ни в коем случае не называйте «организаторам лотереи» реквизиты своей банковской карты и не переводите так называемый комиссионный сбор для получения несуществующего «выигрыша». Сохраняйте благоразумие, и это позволит вам сохранить свои деньги.
На эту удочку по выманиванию денег тоже попалось немало крупных и мелких «рыб». Схема основана на звонках (к примеру, с самых популярных радиостанций) или смс-уведомлениях о «выигрышах» разнообразных пакетов услуг, ноутбуков, телефонов, домашних кинотеатров или даже автомобилей. Единственное, что нужно для получения всего этого, – это перевести деньги на счет в каком-либо банке или на «электронный кошелек» или же активировать несколько карточек оплаты связи (разумеется, при этом не самому активировать их, а продиктовать номера и данные карт организатору розыгрыша!). В результате таких махинаций у доверчивых граждан, которые, к сожалению, забыли, что бесплатный сыр бывает разве что в мышеловках, выманиваются огромные суммы денег. Важно знать, что крупные компании и радиостанции при проведении лотереи требуют личного визита счастливчика в офис, не ставя условий о переводе денежных средств. К тому же взрослым людям должно быть понятно: чтобы выигрывать в лотерее, нужно принять в ней участие – купить лотерейный билет, заполнить купон, написать заявление... А просто так деньги на вашу голову не свалятся!
Способ №4. Так называемые «ошибочные» платежи
А еще преступники имеют привычку… «ошибаться». Ошибочные платежи – это тоже распространенный вид мошенничества с телефонами. Реализоваться он может двумя способами. В первом случае мошенником начисляется на ваш счет какая-то большая сумма (может даже прийти уведомление типа «В 13.41 на ваш счет был зачислен платеж в размере 400 рублей»). После этого раздается телефонный звонок и вежливый голос говорит, что совершенно случайно перевел деньги не на свой счет, а на ваш, и при этом очень настойчиво просит вас перевести ему точно такую же сумму на его номер. Но после того как средства поступают на счет, «ошибочный» платеж сразу же отзывается мошенником. Иногда платеж может даже и не осуществляться, а после уведомления об оплате жертве практически сразу же приходит уже второе смс от мошенников примерно следующего содержания: «Извини, я совершил ошибку и положил на твой номер 400 рублей, переведи их мне обратно, пожалуйста!» При этом люди забывают, что можно обезопасить себя, хотя бы проверив состояние своего счета, ведь прямые номера мобильных в сообщении от якобы терминала оплаты – первый повод задуматься о реальности пришедшего смс.
Способ 5. Звонки из псевдослужбы «технической поддержки оператора»
Например, мошенники звонят с сообщением о какой-либо возникшей проблеме с вашим номером телефона. Или же предлагают вам принять участие в тестировании некой новой услуги или изменить вас теперешний тарифный план на более выгодный. При этом вас будут настойчиво, но вежливо просить купить карты оплаты на достаточно большую сумму и активировать их с помощью все того же любезно перезвонившего чуть позже «представителя технической поддержки». Распространен также и иной вариант – раздается телефонный звонок «автоинформатора»: «Добрый день, это служба технической поддержки вашего сотового оператора. Сейчас мы перенастраиваем сеть. Если вы хотите и дальше оставаться на связи, то вам будет необходимо набрать...» Далее диктуется набор из букв, символов и цифр, после набора которых со счета жертвы уйдет значительная сумма, так как продиктованная комбинация – не что иное, как команда осуществления мобильного перевода денег на другой счет. Еще одним вариантом может стать команда установки переадресации вызова на дорогой premium-номер, который зарегистрирован на территории какой-нибудь экзотической тропической страны.
Способ 6. Манипуляции с банковскими картами
Любой аферист спит и видит, как завладеть средствами с банковских карт своих жертв. Можно сделать это, совершив нужный звонок. Как это происходит? На ваш сотовый телефон приходит сообщение или поступает звонок о том, что ваша банковская карта заблокирована, или у нее истек срок действия, или изменился пин-код. Вам предлагается бесплатно позвонить на указанный телефонный номер якобы для получения подробной информации. По телефону вам сообщают, что, например, на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, поэтому нужно перерегистрировать карту, а для этого просят сообщить номер карты и пин-код. Получив таким образом реквизиты пластиковой карты, мошенники переводят деньги на свой телефон. Как вариант вам могут предложить подойти к ближайшему банкомату и, чтобы «разблокировать карту», выполнить с ней ряд манипуляций, следуя инструкциям лжесотрудника банка. Итог одинаковый: вы «подарите» свои деньги аферистам.
8 марта в полицию обратилась 35-летняя жительница Ангарска. Она сообщила, что утром получила сообщение о снятии денежных средств с ее банковской карты. В сообщении был указан контактный номер для справок. Перезвонив по указанному номеру, женщина передала абоненту, представившемуся сотрудником банка, всю конфиденциальную информацию. Через некоторое время с ее банковской карты было списано более 35 тысяч рублей.
Или вот еще свежий пример: утром 9 марта в дежурную часть управления МВД России по г. Ангарску поступило заявление от 65-летней женщины. Ангарчанка сообщила, что неизвестные списали с ее счета около 50 тысяч рублей. Как установили полицейские, на телефон заявительницы пришло сообщение о блокировке банковской карты. Женщина перезвонила по указанному в смс номеру, ей ответил незнакомец, представившийся работником службы безопасности банка. Он сообщил о сбое в программе обеспечения и попросил пройти к банкомату для выполнения необходимых операций с банковской картой. Выполнив требуемое, ангарчанка лишилась денег. Как выяснили сыщики, звонок поступил из Челябинской области.
Чтобы избежать подобных неприятностей, надо четко соблюдать следующие правила: никогда не перезванивайте на указанный якобы банковский номер, ни в коем случае не раскрывайте посторонним информацию о реквизитах вашей карты и не выполняйте «инструкции» незнакомцев.
Способ 7. Электронные покупки
Сайты объявлений популярны не только у честного народа, мошенники тоже используют их в своих целях. К примеру, разместили вы объявление о продаже велосипеда. Вам звонит потенциальный покупатель и соглашается купить понравившуюся вещь. Только вот незадача: сам он сейчас находится в командировке, но готов оплатить покупку, перечислив деньги на вашу банковскую карту. Для этого вы должны сообщить ему полный номер своей карты. Через некоторое время он звонит еще раз, чтобы сообщить о неудачной попытке зачисления денег. Оказывается, терминал требует код – да причем тот самый, который открывает ему доступ к деньгам на балансе вашей карты! Сообщив его, вы автоматически лишитесь денег.
Или другая ситуация: вы сами хотите что-то приобрести из представленных товаров и услуг на интернет-портале: вещь нужная, и цена «дешевле только даром». Звоните и попадаете к мошенникам, разместившим столь привлекательное объявление для приманки. Дальше схема та же: «Мы находимся не в Ангарске, а товар на месте, оплата возможна только посредством перевода с карты, сообщите ее номер и так далее». Недавно одна из ангарчанок таким образом покупала автомобиль у жителя Краснодара. Естественно, машина в наш город так и не прибыла, зато деньги с карты покупательницы улетели в считанные секунды!
Как показывает анализ совершенных таким образом преступлений, мошенники часто находятся в другом регионе, добраться до них сложно (в этом отношении им очень помогает разбивка объявлений на интернет-сайтах по регионам, остается только выбрать жертву, живущую в другом городе!). А некоторые из них и вовсе отбывают срок в исправительном учреждении, зарабатывая таким образом неплохие деньги. Установить потом личность звонившего – серьезная проблема. Телефон гуляет по зоне, меняя хозяина каждые полчаса.
Мораль такова – при электронных покупках не сообщайте своих личных данных незнакомым людям, не переводите им денег, не получив товар на руки! Объявления в городской газете в этом плане более безопасны, хотя бдительности терять нельзя в любом случае!
•••
Перечисленные нами способы – лишь верхушка большого преступного айсберга. Мошенники постоянно выдумывают новые схемы обмана, учатся на ошибках предшественников, размышляют, как обойти закон. Значит, и каждому из нас стоит быть более бдительным, внимательным, осторожным.
Что делать, если вы стали жертвой телефонных аферистов?
Немедленно
сообщить о случившемся по телефону 02 или подать заявление в ближайшее
отделение полиции. Звонить в полицию нужно даже в том случае, если вы не
поддались на уловки мошенников. Ведь вы – не последняя его
запланированная жертва. Согласитесь, что ваш долг – сообщить все
подробности неудавшейся аферы в правоохранительные органы, а если номер
звонящего определился, сообщить и его тоже. К тому же необходимо
провести беседу со своими пожилыми или слишком «впечатлительными»
родственниками, объяснив им, как следует действовать в подобных случаях.
И настоятельно посоветовать, чтобы они, прежде чем принять любое
решение, связанное с денежными вопросами, поставили в известность
остальных близких людей.
Подготовила Вера Инёшина