24 марта в Выставочном зале городского музея состоялось открытие выставки произведений Геннадия Драгаева, посвященной 60-летию со дня рождения художника. В экспозицию вошли картины и личные вещи из семейного собрания, частных коллекций и фондов музея.
Пройдя по залам музея, вы вновь встретитесь или впервые познакомитесь с творчеством Геннадия Драгаева, человека неравнодушного, экспрессивного, жаждущего творчества.
Имя этого художника хорошо известно в Ангарске. Геннадий Андреевич прожил недолгую жизнь – всего 41 год, оставив после себя большое наследие: около 500 работ, многие из которых находятся в частных коллекциях в Ангарске, Саянске, Уcть-Илимске, Усолье-Сибирском, Москве, в Японии, Финляндии, США. Картины Драгаева разлетелись по миру, но сегодня мы все еще можем увидеть около пятидесяти работ нашего талантливого земляка благодаря вдове художника Ирине Драгаевой и коллекционеру В. Осокину, которые бережно хранят полотна Геннадия Андреевича. На выставке также представлены и три картины из фондов городского музея.
Геннадий Драгаев родился 19 марта 1956 года в Ангарске. Рисовал с детства и видел красоту во всем, что его окружало, будь то рассыпанные искрящиеся кристаллики сахара или обыкновенные помидоры в огороде. То, что обычным людям кажется простым, для него было красивым, необыкновенным.
Ему нравились старинные вещи, и эта любовь к старине осталась на всю жизнь. Мастерская художника была заставлена старыми самоварами и чугунными утюгами, деревянными наличниками и рамами, здесь же были старые газеты, сухие цветы и травы, старинные штофы, туеса, лампы, конская сбруя, патефон. Эти предметы часто перекочевывали на полотна, обретали в них вторую жизнь. Так, в натюрморте «Колесо истории» прялки, подковы, отслужившие свое деревянные колеса – не просто вещи, утилитарная жизнь которых давно закончена. Их новая жизнь наполняется философским смыслом. Они – часть истории, рассказывающие о времени много больше, чем человек. И неслучайно своеобразной эмблемой художника, его визитной карточкой стала картина «Красные утюги», один из вариантов которой можно увидеть на открывшейся выставке.
Драгаев успешно окончил художественную школу, при этом мечтая почему-то поступить в мореходку. Однако принял первое серьезное взрослое решение и подал документы в Иркутское училище искусств.
В студенчестве Геннадий проявил себя как формалист, его даже считали манерным художником. Энергичный, эмоциональный молодой человек выплескивал на холсты весь свой душевный мир, не жалея цвета, красок, а иногда и сам холст.
После армии Геннадий Андреевич работал в детской художественной школе №1 города Ангарска. В 1980 году женился на Ирине, с которой прожил всю жизнь. Ирина стала не только любимой женщиной, но и любимой моделью художника. Ее образ переходит из одной картины в другую: таинственный и грустный в работе «Утренний свет», излучающий неясную тревогу в картине «Осень в предместье». Мы узнаем Ирину в девушке, ожидающей автобус, в картине «Портрет девушки с уходящим силуэтом» и во многих других работах.
«Человек – верх мироздания, самый интересный объект для художника, и мне интересны как женщины, так и мужчины.., а женщина – символ красоты», – говорил художник. И в своих работах он стремился открыть тайну женской красоты. Нежно и бережно переносил на холст взгляд, морщинку у глаз, движение рук – реалистические детали, которые приоткрывают тот самый космос, называемый душой.
Наряду с реалистическими, а иногда и гиперреалистическими, художник писал абстрактные полотна, постоянно экспериментировал, искал новые формы и средства выражения, использовал знакомые предметы, даже старые обои шли в ход. У этих картин нет рамы, нет границ, движение продолжается за пределами планшета.
Его абстракции – это отдельный, очень красивый мир цвета, ритма и линии. Картина «Любовь» – солнечная, теплая цветовая гамма передает ощущение нежности и счастья. Плавные линии, в которых угадывается эротическая символика, единый ритм сердец двух влюбленных завораживают, притягивают взгляд. Рядом «Большой распад холодного» – агрессивный мазок, ломаные линии, цвет синий с мелькающим холодным красным. Картина не приглашает в романтические грезы, скорее даже отталкивает взрывной волной «распада холодного».
Еще более сложен по символическому прочтению холст «Рождение голубых структур». Картину надо разглядывать, следя за сложными изгибами многочисленных линий и точек, тогда хаотичное состояние вдруг обретает неуловимо знакомые очертания: так движется мысль, так складывается судьба. И что-то, не поддающееся прочтению, остается в глубине холста – темное, необъяснимое.
Такие картины, как «Лето» и «Абстракция движения» написаны в манере, присущей раннему периоду творчества художника. Живой мазок, иногда просто выдавленная из тюбика краска делают изобразительную поверхность рельефной, яркие цветные пятна теснятся на картоне, напоминая саму палитру. Палитра для Драгаева – лицо одушевленное. Впрочем, как те же самовары и старинные утюги. Палитра – это и инструмент, и подруга, и... произведение искусства. Сам того не ведая, художник часто создает две работы: одну на холсте, другую на палитре. У всякого художника она неповторима, как отпечатки пальцев, но только у мастера – красива.
Используя образ старых палитр как основу, Драгаев пишет серию прекрасных портретов. На выставке вы увидите один из них – «Портрет жены на палитре». По существу – это живопись на тонированном масляном грунте, который и задает общий темный колорит портрета. В нем есть тайна, волшебство, мы наблюдаем метаморфозу перерождения палитры в образ молодой красивой женщины. Ее лик словно исходит из глубины палитры, из ее сущности, подтверждая единство определяемых художником ценностей. Кисть, палитра и женщина – три неразрывных образа, постоянно присутствовавших в его творчестве и в жизни…
И все это создавалось в государстве, где единственным официальным направлением в искусстве был социалистический реализм, а любые эксперименты с формой воспринимались как пропаганда буржуазной идеологии. А это значит, что художник, рискнувший сломать каноны советского искусства, автоматически становился «чуждым». Бунт против догм в искусстве проявлялся и в противопоставлении собственного стиля жизни общепринятому, в эпатировании, был небезопасен, но привносил особую остроту. Здоровья подобный образ жизни не прибавлял... Боря Десяткин, Юра Митькин, Сергей Коренев, Саша Шпирко – талантливые художники, почти ровесники, ушли из жизни один за другим, едва перешагнув сорокалетний рубеж. Они хорошо знали друг друга и были близки в своих устремлениях, они срослись идеями и судьбами.
Ушел и Геннадий Драгаев, художник, которого не в полной мере оценили современники и искусствоведы, художник, который не дорисовал, не досказал что-то очень важное. Почти физически ощущаешь тот вакуум, пустоту, которая окружала его в последние годы жизни. В условиях творческого и эмоционального одиночества, с ощущением собственной ненужности и ненужности искусства как такового Геннадию необходимо было найти не только тему, но и силы для творчества. Наверно, ему очень не хватало в последние годы поддержки единомышленников...
О Геннадии Драгаеве сегодня не написано ни одной монографии, не выпущено ни одного каталога, ни одного альбома. Это несправедливо. Выставка к 60-летию со дня рождения Геннадия Драгаева призвана хоть как-то восполнить информационный вакуум вокруг нашего талантливого земляка. Ознакомиться с работами мастера можно в Выставочном зале по адресу: ул. Глинки, 25
Ольга Новокрещенных